Главная » Статьи » Публикации

ПОРА ЗАВОДИТЬ РОБОТОВ
Новый год, как всегда радует сердца привычными, но оттого не менее долгожданными атрибутами: сверкающими разноцветными огнями елками, брызгами шампанского, перевязанными ленточками подарками в шуршащих обертках… Впрочем, если с елками и шампанским никаких проблем обычно не возникает, то над тем, что же подарить ребенку, мужу, теще (нужное подчеркнуть), иной раз приходится поломать голову.
Хочется ведь порадовать друг друга чем-то необычным. Хотя бы раз в год. Проявить, так сказать, внимание, которым мы в течение 364, а то и 365 дней не всегда удостаиваем даже самых близких людей. Недаром сейчас частенько можно встретить публикации с рассуждениями на тему пагубности суррогатного общения, к которому, естественно, относят чаты, форумы и прочие формы существования виртуального сообщества. Хотя, если вдуматься, то наши телефонные разговоры и переписка тоже являются заменой неспешных «бесед за круглым столом». Более того, даже игры и игрушки, включая абсолютно традиционные, не больше и не меньше, а разновидность именно этого вида общения. Ведь кукла или любимый медвежонок были нам так дороги не столько с эстетической точки зрения, сколько именно потому, что они были нашими друзьями, и именно им мы частенько поверяли свои тайны и обиды.
Поэтому-то так важно, с кем, точнее, с какой игрушкой или игрой проводит время ваш ребенок.
Ведь сколько не сетуй, проблема фатальной нехватки общения среди детей и взрослых все равно останется. И попытки ее решения на уровне поиска суррогата будут продолжаться. Отсюда и желание многих современных компаний, производящих игрушки, повысить интерактивность своей продукции. И вот на смену томагочи приходят Херби, а на смену Херби роботы-гуманоиды. Одним из хитов прошлогоднего Рождества стал новейший 23-дюймового роста представитель семейства Sony Corp., имеющий фотографическую память и 60000 словарный запас - серебристый робот-гуманоид SDR-4X, который поступил в продажу год назад. SDR-4X – это модернизированная версия робота-гуманоида, впервые показанного прессе годом ранее.
По сравнению с предыдущим вариантов у новой модели уже две камеры обзора, что позволяет роботу отличать край стола от узора на полу. Он способен поддерживать простую беседу, распознавать цвета, увертываться от препятствий на своем маршруте. А все для чего? «Этот робот был разработан для того, чтобы жить среди людей,» – заявил на презентации Toshitada Doi, исполнительный вице-президент корпорации Sony. Т.е. для того, чтобы стать нашим «спутником жизни». Сразу вспоминаются механические герои «Звездных войн» Джорджа Лукаса. В этом есть большой резон. А то нам же и поговорить друг с другом иногда некогда – все на бегу. Дети не видят работающих родителей неделями. А тут бац! – каникулы. И что? Дома сидеть в полном одиночестве? А робота ни кормить не надо, ни выгуливать. Хотя у него есть сенсоры в ступнях, так что он может ходить по неровной поверхности, например, по ковру, и запрограммирован таким образом, чтобы в случае падения самостоятельно подниматься.
Робот может распознавать 10 людей по их лицам, сохраненным как цифровые образы (отсканированные встроенными камерами), и по их голосам (зафиксированным при помощи семи микрофонов), а также запоминать их имена. На корпоративной демонстрации, робот пел и пританцовывал, а кроме того балансировал на доске для занятия серфингом, которую наклоняли под разными углами. Понятно, что новый робот стоит значительно дороже, чем интерактивный щенок Aibo, проданный уже в количестве более 692,000 устройств (самая последняя модель Aibo стоит $1,400 в Японии и $1,500 в Соединенных Штатах). Но ведь даже в России водятся толстосумы. Вообще, количество развлекательных роботов-игрушек, подобных Sony Aibo, уже превысило объемы продаж бытовых машин. Более того, использование роботов в быту, по прикидкам экспертов, уже к 2007 году вырастет в 7 раз.
Вообще, производство роботов стало модным поветрием в Японии. Причем, это могут быть очень сложные и дорогие устройства, а также довольно-таки дешевые имитации. Honda Motor Co. разработала двигающийся робот Asimo, который приветствует посетителей на выставках, м даже открывал работу Нью-Йоркской Фондовой Биржи. Компания Mitsubishi Heavy Industries, занимающаяся разработкой промышленных роботов, продала два «зрелищных» робота в музей. Эти роботы разговаривают с детьми, играют в простые игры и рисуют. Стоимость их неизвестна, но на разработку было потрачено $1.5 миллионов. А Yaskawa Electric Corp., производящая роботов для автомобильной промышленности, разработала робота-кровать (стоимостью в $105,000), который может обслуживать пациентов в процессе реабилитации…
Более того, летом 2004 года в Португалии прошел уже 8-й чемпионат мира по футболу среди роботов. Россию на нем представляла разработанная компанией «Умник» команда человекоподобных роботов-футболистов «Железные Парни России». Такие вот тенденции. В прошлом человечество тоже имело склонность к суррогатному общению. Нельзя считать это исключительной болезнью современности. Шаманы вызывали духов, селяне делились сокровенными мыслями со своими домашними животными… А теперь вместо духа или собаки мы будем подзывать своего персонального робота. Только и всего. Если, конечно, на его покупку хватит денег…
Оказывается, пока большинство народонаселения планеты все еще думает о роботах как о чем-то из не слишком близкого или фантастического будущего, в мире ежегодно продаются тысячи самых настоящих домашних роботов. Правда, до пресловутых "механических слуг", описанных Карелом Чапеком и Айзеком Азимовым, им пока еще далеко. Давно пользуются устойчивым спросом и роботы-игрушки вроде собачек Sony Aibo или кошечек Omron: по данным компании Evolution Robotics, ежегодно не менее 100 тысяч людей покупают себе искусственных любимцев. Специалисты уверяют, что уже к 2025 году первые машины, которые могут видеть, слышать, передвигаться и управлять объектами, почти как человек, выйдут из лабораторий на рынок.
Все нужные технологии уже изобретены. Это доказала Honda своим роботом ASIMO. Проблема с ходьбой решена, оптические системы распознавания окружающего мира работают. И хотя искусственный интеллект еще не изобретен, для решения бытовых задач он пока не нужен. Роботы-игрушки – развлечение дорогостоящее, но очень перспективное. Недаром все новые и новые компании спешат застолбить себе нишу в этом сегменте рынка. Так, недавно обнаружилась связь между японскими автопромышленниками и компьютерными технологиями Первым прорывом в области домашнего роботостроения стали роботы-пылесосы, способные присматривать за порядком в квартире без вмешательства человека. Сегодня их выпускает практически любой крупный производитель бытовой техники, причем, некоторые модели, например интеллектуальный пылесос фирмы iRobot, стали по-настоящему массовыми, их цена не превышает $200. Так что до создания настоящих слуг-андроидов остался всего лишь один шажок.
Если раньше взаимодействие автопромышленности и компьютерной индустрии ограничивалось разработкой технологий топливных и аккумуляторных элементов питания, то теперь японская Toyota, вслед за Honda, решила попробовать себя на таком традиционно компьютерном поприще, как создание роботов. И если роботы Sony танцуют на своих ногах, а роботы Epson – летают на своих лопастях, то один из роботов Toyota высотой 100 см, как положено детищу автопрома, ездит на колесах. Впрочем, Toyota разработала и двуногую модель ростом 120 см, как и робот Asimo от Honda. Кроме того, роботы Toyota, в отличие от своих собратьев, умеют ловко обращаться с трубой, извлекая из нее приятные уху звуки. Своих роботов Toyota начала создавать два с половиной года назад, для чего ей пришлось обратиться за помощью к компаниям Denso, Toyoda, NEC и Yasukawa, а также к университетам Токио и MIT. Благодаря тому, что колесный вариант робота способен нести большее количество полезной нагрузки, компания надеется, что его в будущем можно будет использовать не только для игры на трубе, но и в производстве.
Оба робота построены на базе процессоров Pentium III и работают под управлением ОС Real Time Linux. Аккумулятор производства NEC обеспечивает работоспособность игрушки в течение примерно 30 минут. Сейчас новые русские, справляя свадьбу или банкет, приглашают для выступления известных артистов. Похоже, что скоро это будет неактуально. Гораздо эффектнее на торжестве будет смотреться джаз-бэнд роботов Toyota. ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" заключило к ноябрю 2004 г. более 10 лицензионных договоров франчайзинга торговых марок. Также он сообщил, что сейчас подписан договор с компанией "Отечественные лекарства" на выпуск витаминно-минеральных комплексов под другими марками, помимо уже запущенного препарата "Био-Макс" (Bio-Max).//РБК В 2003 г. робототехника продемонстрировала поистине фантастические достижения. Роботы могут петь, танцевать, вести интеллектуальные беседы, запоминать членов семьи и друзей. Но самым главным, пожалуй, стала возможность самостоятельно подниматься после падения и группироваться перед ним, а так же уклоняться от ударов.
Все это существенно приблизило «железных людей» к заветной цели — обыграть чемпионов мира по футболу, чему посвящено эксклюзивное интервью CNews Виктора Артюхова, поставщика «цифровых мозгов» для робототехники и генерального конструктора Универсального цифрового мозга УМНИК. Самым «представительным» мероприятием по части человекоподобных роботов, конечно, является ROBODEX (Robot Dream Exposition). Здесь представляют свои разработки крупнейшие компании. Эти роботы в основном не играют в футбол, но принимают участие в RoboCup1 в качестве «приглашенных звезд». Asimo Бесспорные фавориты — роботы Honda.
Раньше компания концентрировалась на совершенствовании натуралистических движений, а теперь переключается на способности взаимодействия робота с людьми. Небезызвестный Asimo и сейчас, пожалуй, остается самым совершенным человекоподобным роботом в мире. В прошлом году он прославился тем, что открыл торги на Нью-Йоркской фондовой бирже. Именно Asimo своим выступлением «открывал» первые в истории игры лиги человекоподобных роботов. К 2003 году он «научился» распознавать лица, адекватно реагировать на мимику и жесты, а также на голосовые команды. Однажды увиденный предмет или лицо робот запоминает и узнает при повторной встрече. Этот робот-гуманоид изменяет свой центр тяжести почти как человек и реагирует на неожиданные движения внешних тел (людей, предметов, других роботов) в режиме реального времени, для этого используется технология i-WALK. Передвигается он почти со скоростью пешехода, то есть около 3 км/час.
В ближайшее время Honda не планирует выпускать 120-сантиметрового и 52-килограммового «железного человека» в продажу. Однако Asimo уже нашел для себя нишу на рынке труда и работает на должности секретаря, который регистрирует посетителей и принимает входящие звонки. Такое удовольствие обходится в 20 млн. йен (около $165000 — стоимость годовой аренды). Сейчас он трудится в 9 компаниях, включая японское отделение IBM и торговую сеть Takashimaya. Кроме того, Asimo сейчас работает в 15-месячном турне по разным городам Америки.
Пожалуй, самое распространенное мнение о гуманоиде Asimo выразил 50-летний посетитель выставки ROBODEX из Франции — Пьерр Хесс (Pierre Hess): «Не могу оценить, насколько велика от таких роботов польза, однако с удовольствием купил бы себе такого домой — детям». Правда, для детской игрушки «профессиональные секретари» Asimo стоят дороговато. SDR-4X (Sony Dream Robot) Не отстает от Honda корпорация Sony с новой версией робота SDR-4X (Sony Dream Robot) от Sony Intelligent Dynamics Laboratory. Этот робот почти в два раза меньше ростом, по сравнению с Asimo (58 см.), и легче его более, чем в семь раз, то есть весит он около 7 кг. Новый робот компании Sony демонстрирует наибольшее количество «талантов», а его движения максимально уподоблены человеческим.
Благодаря умению распознавать различные цвета, SDR-4X II может ориентироваться в помещении, создавая его карту. Улучшены и коммуникационные возможности роботов «серии» SDR (Sony Dream Robot). Словарный запас SDR-4X свыше 20000 слов и может различать голоса в толпе. Он может достаточно уверенно распознавать лица, умеет запоминать новые слова, вещи и определенное отношение человека к ним, то есть любит их человек или нет. Кроме того, он обучен вести интерактивные диалоги, используя 200 сценариев, и может беседовать с разными людьми, подстраиваясь под стиль общения каждого из них. Но основные его умения — песни (более десяти) и танцы (делает 1000 различных движений). «Звезды» на эстрадеSDR-4X отдыхает в кресле К тому же, он довольно редко падает, а если падение все же неизбежно, принимает такую позу, чтобы ничего себе не повредить.
Более того — это первый робот, продемонстрировавший умение самостоятельно вставать после падения. Кроме того, при попадании какого-либо предмета в конечности робота, его суставы расслабляются. Ожидается, что скоро SDR поступит в продажу, но компания-разработчик пока не сообщает, когда именно это произойдет. Подъем из положения лежа HOAP-2 В этом году впервые представлен на суд публики гуманоид HOAP-2 ростом 50 см и весом 7 кг от Fujitsu Automation. Он может подниматься на ноги из положений лёжа на спине и животе, стоять на голове и писать свое имя на прикреплённом к стене листке бумаги. Акробатические трюки HOAP-2 NEDO HRP-1S У Kawada Industries тоже имеется подобный гуманоид — NEDO HRP-1S, только побольше — его рост 154 см, при весе 58 кг. Кроме прочего, он умеет управлять экскаватором в чрезвычайно экстремальных условиях. NEDO HRP-1S Робот NEDO HRP-1S управляет экскаватором Виктор Артюхов: «Наша разработка базируется на трудах ряда известных нейрофизиологов, чьим результатам при создании роботов не придавали должного значения, на наш взгляд».
Новые возможности роботов, перспективы получения полноценного искусственного интеллекта и разработку Универсального цифрового мозга УМНИК комментирует для CNews.ru Виктор Артюхов, генеральный конструктор Универсального цифрового мозга УМНИК (ЗАО «Умник», Москва, поставщик «цифровых мозгов» для робототехники). CNews.ru: Для чего предназначен Универсальный цифровой мозг УМНИК? Продукт, который мы разрабатываем и поставляем, предназначен для создания систем адаптивного управления произвольными объектами, имеющими сенсоры и органы. Тем не менее, свойства технологии, изначально созданной для робототехники, успешно могут быть применены и во многих других отраслях. CNews.ru: Какие задачи может решать УМНИК в приложении к производству гуманоидов? Сам по себе УМНИК никаких задач решать не может. ЦМ УМНИК — всего лишь один компонент робота-гуманоида, важный, конечно, — всё-таки мозг, но без соответствующих возможностей железа и без соответствующего обучения робота ничто само не заработает.
Но потенциально он может решать все необходимые задачи для робота-гуманоида, а именно: ориентироваться в пространстве; «понимать» человеческую речь; выполнять действия по просьбе хозяина; ходить, бегать, прыгать и т.д. — всё зависит от технических возможностей. А почему обязательно гуманоида? Цифровой мозг УМНИК может применяться в любой сфере робототехники, от игрушек до автомобиля. Или просто быть вашим виртуальным помощником внутри компьютера. Мы сами не делаем конечных продуктов, но есть компании, которые специализируется на этом. Наш продукт b2b — это просто компонент, инструмент для создания умных решений. А гуманоида мы обязательно сделаем.
CNews.ru: Вы имеете в виду российскую команду роботов-футболистов «Железные Парни России»?
Да, мы планируем создать такую команду, а пока сдаём наш мозг в аренду тем, у кого роботы уже есть.
CNews.ru: Например?
Например, участникам забега мобильных роботов в США, который пройдёт в марте 2004 года в Калифорнии. Уже несколько команд планируют использовать нашего УМНИКа для своих роботов. Сейчас мы едем в Италию на переговоры об использовании наших «цифровых мозгов» для роботов, которые примут участие в чемпионате мира по футболу среди роботов в 2004 году.
Категория: Публикации | Добавил: arhipova (2008 Май 08) | Автор: Екатерина Архипова W
Просмотров: 1601 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar