Новый летний фестиваль Al Cinema посвящен самому жаркому – и климатически, и политически – культурному региону планеты. Арабский Восток – родина ислама и сказок 1001 ночи, источник красоты и конфликтов, земля революций и роскоши. И горячая точка на кинокарте планеты: здесь снимают несметное количество фильмов, успешно путешествующих по всему миру – потому что о любой острой проблеме они говорят на внятном жанровом языке.
«Оскорбление» ливанца Зиада Дуэйри, хит Венецианского фестиваля, – бурлящая судебная драма: таким драйвом и эмоциями щегольнет не всякий боевик. «По традиции» палестинского режиссера Аннемари Джасир, находка фестиваля в Локарно, – семейная драма с нотами комедии и огромным шармом. А фильм открытия, победитель «Сандэнс»-фестиваля, «Случай в отеле "Нил Хилтон"», снятый Тариком Салехом, шведским режиссером египетских кровей, – изобретательный микс детектива и нуара, в который самым естественным образом вторгается новейшая политическая история.
Смелые сюжеты, шквальная энергия, колоритные мужские характеры и отчаянные чувства – живое кино высокой температуры!
ПРОГРАММА:
СЛУЧАЙ В ОТЕЛЕ «НИЛ ХИЛТОН» / THE NILE HILTON INCIDENT
Франция, Германия, Швеция, Дания, Марокко 2017, 111 мин.
Режиссер Тарик Салех
В ролях: Фарес Фарес, Мари Малек, Яссер Али Махер, Ахмед Селим, Ханья Амар
Детектив на фоне революции
Каир, январь 2011-го. До революционных волнений на площади Тахрир остаются считанные дни. Но полицейский Норедин не обращает внимание на политический кризис – его больше занимает криминальное происшествие в пятизвездочном отеле: зверское убийство красавицы-певицы Лалены. Из улик – только квитанция фотоателье. О том, кто оплатил специальный номер, знает лишь владелец отеля «Нил Хилтон». Единственный свидетель – африканская горничная – скрывается. А полицейское начальство стремится дело по-тихому прикрыть: самоубийство, мол. Норедин – отнюдь не борец за правду; он одинок, угрюм, в меру коррумпирован – морозилка его холодильника набита взятками. Однако этот случай он не намерен спускать на тормозах: обнаружив на фото компромат, Норедин отправляется к господину Шафику – члену парламента, магнату-застройщику и главному подозреваемому в убийстве...
Тарик Салех, автор модных клипов шведской звезды Люкке Ли и нашумевшего анимационного дебюта «Метропия» (Metropia, 2009), комбинирует классический нуар (герой-одиночка, роковые женщины, паутина шантажа, бездны лжи и вечная ночь даже в светлое время суток) и политический триллер: материал располагает к такому забористому коктейлю. Главную роль играет харизматик Фарес Фарес. Выходец из Ливана стал суперзвездой в Швеции благодаря комедии «Давай! Давай!» (Jalla! Jalla!, 2000), но сегодня его имя ассоциируется с новой волной европейского нуара – детективной датской франшизой «Мистериум»: «Женщина в клетке» (Kvinden i buret, 2013), «Охотники на фазанов» (Fasandræberne, 2014), «Тьма в бутылке» (Flaskepost fra P, 2016), «Журнал 64» (Journal 64, 2018). Забавная деталь: Каир, город греха, беременный революцией, и бурлящую народным гневом площадь Тахрир снимали в марокканской Касабланке и Берлине.
Награды и фестивали:
Кинофестиваль «Сандэнс» — гран-при международного конкурса
Номинация на премию «Сезар» — лучший фильм на иностранном языке
Премия «Золотой жук» — лучший фильм, лучший актёр, лучшее художественное оформление, лучшие костюмы, лучший звук
Международный кинофестиваль в Вальядолиде — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший сценарий
Международный фестиваль триллеров в Боне — гран-при
Международный кинофестиваль в Сиэтле — участник программы
ПО ТРАДИЦИИ / WAJIB
Палестина, Франция, ОАЭ, Катар, Норвегия, Колумбия, Германия 2017, 96 мин.
Режиссер Аннемари Джасир
В ролях: Мохаммад Бакри, Салех Бакри, Тарик Копти, Монера Шехадех, Лама Татур
Поездка на старом автомобиле – к примирению и согласию
Абу Шади – школьный учитель и разведенный отец двух взрослых детей, кажется, ни на день не покидавший родной город Назарет. Сын, Шади, – архитектор, давно сделавший успешную карьеру в Европе. А дочь вот-вот выйдет замуж, и Абу Шади оказывается перед необходимостью вручить родным, друзьям и знакомым приглашения на свадьбу. Чтобы помочь отцу – и с приглашениями, и с грядущей жизнью в одиночестве – на родину из Рима ненадолго прилетает сын...
Полнометражные фильмы режиссера Аннемари Джасир участвовали в Каннском и Берлинском кинофестивалях, короткие работы прославили Джасир как видеохудожника – их экспонируют музеи современного искусства. Возможно, Джасир – самый эмоциональный представитель contemporary art: в фильме «По традиции», наряду с точными антропологическими наблюдениями, бескомпромиссным очерком нравов и документальным запечатлением неприглядного, заваленного мусором, обветшавшего Назарета, есть редкая теплота и пронзительная лирика. Это кино неподдельных добрых чувств. И вообще неподдельное во всём: даже героев играют реальные отец и сын, звезды арабо-израильского кино Мохаммад и Салех Бакри.
Награды и фестивали:
Международный кинофестиваль в Локарно — премия «Дон Кихот», приз молодёжного жюри, специальный приз
Международный кинофестиваль в Лондоне — особое упоминание
Международный кинофестиваль в Мар-дель-Плата — лучший фильм международного конкурса, лучший актёр, приз жюри, премия SIGNIS
Международный кинофестиваль в Дубае — лучший художественный фильм, лучший актёр
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс — участник программы
Фестиваль CPH:DOX в Копенгагене — участник программы
ОСКОРБЛЕНИЕ / L'INSULTE
Франция, США, Бельгия, Ливия, Кипр 2017, 112 мин.
Режиссер Зиад Дуэйри
В ролях: Адель Карам, Камель Эль Баша, Камилль Саламех, Диаманд Бу Аббуд, Рита Хайек
Бойцовский клуб в зале суда
Для автомеханика Тони, человека гневливого и озлобленного – даром, что состоит в Христианской партии, – это утро совсем не задалось. А ремонтный рабочий Яссир, тихий палестинец, уже много лет живущий в Бейруте, можно сказать, попался под горячую руку. Тони не сдержал бешеный нрав и в случайно вспыхнувшей ссоре бросил Яссиру: «Хотел бы я, чтобы Ариэль Шарон вас всех уничтожил». Слово – не воробей и даже не хищная птица, куда опаснее. В данном случае оно оказалось сдетонировавшей бомбой: бытовая стычка двух простых и, в общем, безобидных людей вылилась на национальный уровень с вовлечением самого президента страны...
Ливанец Зиад Дуэйри эмигрировал в 18 лет, в 1981-м, во время гражданской войны. В 1990-е работал ассистентом оператора на фильмах Квентина Тарантино: в фильмографии Дуэйри есть и «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992), и «Криминальное чтиво» (Pulp Fiction, 1994), и «Джеки Браун» (Jackie Brown, 1997). Однако все собственные режиссерские работы Дуэйри – и ретро «Западный Бейрут» (West Beyrouth / À l'abri les enfants, 1998), и актуальная драма о терроризме «Атака» (The Attack, 2012), и даже снятая в Париже «Лила говорит» (Lila dit ça, 2004) – связаны только с национальными культурой и политикой, нравами и историей. Темпераментное «Оскорбление» – самый обжигающий фильм Дуэйри: национальность – не просто пункт в анкете, но бочка с порохом.
Награды и фестивали:
Номинация на премию «Оскар» — лучший фильм на иностранном языке
Венецианский кинофестиваль — кубок «Вольпи» за лучшую мужскую роль
Международный кинофестиваль FEST в Белграде — лучший фильм основной программы, лучшая мужская роль
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс — премия «Соединяя границы»
Международный кинофестиваль в Боулдере — лучший полнометражный фильм
Фестиваль Американского киноинститута — приз зрительских симпатий международной программы
Номинация на премию «Давид Донателло» — лучший фильм на иностранном языке
Номинация на кинопремию Ливии — лучший фильм, лучший режиссёр, лучший актёрский состав, лучший сценарий, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая музыка, лучшее художественное оформление, лучшие костюмы
Все фильмы демонстрируются на оригинальном языке с русскими субтитрами
10-12 августа
Москва
Формула Кино ЦДМ
Театральный проезд, д.5, стр.1, 6 этаж
11-13 августа
Санкт-Петербург
Кино&Театр в «Англетере»
Отель «Англетер», Малая Морская ул., 24 |