Первый бал: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и весь день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее самого утра были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше». Наташа сама выбирает для них и платья, и прически и, хлопоча за всех, отстает. В карете Наташа впервые представляет себе, «что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга». На балу Наташа словно сливается с другими: «Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других». Начинается первый танец, на который Наташу никто не приглашает. «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною», - думает Наташа. Потом танцуют вальс: Наташа смотрит на танцующих и чуть не плачет, что она не одна из них. Ожидание волшебного постепенно сменяется разочарованием. Ситуацию спасает Пьер, обещавший познакомить Наташу с кавалерами. Он просит князя Андрея потанцевать с ней, «То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой». Князь Андрей же, как только обнял ее талию, почувствовал себя ожившим и помолодевшим. Его завораживает Наташа, «с ее удивлением, и радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке» - то есть ему нравится тот факт, что она на имеет на себе «общего светского отпечатка». Наташа, «счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер». «Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Отношения с Болконским: Еще на балу у Андрей промелькнула импульсивная мысль о женитьбе, но на следующий день он уже почти не думал о прошедшем бале. На вечере у Бергов Пьер замечает перемену, что «что-то очень важное происходит между» Наташей и Андреем. Он удивительно бережливо-нежен в своем отношении к ней, а в Наташе горит «яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня». Князь Андрей начинает ездить в имение к Ростовых, и все чувствуют, для кого. Наташу даже пугает это «странное, неожиданное счастье», что Андрей неравнодушен к ней. Между тем Андрей твердо решает жениться и едет за согласием отца. Тот критикует выбор Андрей, но разрешает сыну жениться через год. Андрей приезжает сообщить эту новость Наташе и чуствует, что в душе его вместо «прежней поэтической прелести желания» было «тяжелое и вместе радостное сознание долга, связавшего его с нею», и что это чувство было серьезнее и сильнее. Наташа плачет, когда понимает. Что свадьбу придется отложить на год. Охота: Наташа явно нестандартная девушка: любит охоту, («это самое большое мое удовольствие», - говорит она), в седле сидит «ловко и уверенно», «смело», «хоть бы мужчине впору». Сосед Ростовых, помещик Илагин, даже называет ее Дианой (та была древнегреческой богиней охоты). При этом Наташа закутана в платки и не принимает в охоте прямого участия, смотрит на все происходящее со стороны, поэтому в сцене охоты о ней говорится мало. После того, как «дядюшка» («дальний родственник, небогатый сосед Ростовых») убивает зайца, Наташа «не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что только в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она и сама должна была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Здесь видна такая характерная для романа идея, как единение человека с природой: визг показывает, что на тот момент над чуткой и доброй девушкой берет власть животное, стихийное начало. Наташа этого не стыдится, так как в ту секунду это состояние для нее естественней всего. Визит к Болконским: Наташа знает, что отец Андрей не одобряет решение сына жениться на ней, но тем не менее пребывает в веселом расположении духа перед поездкой. «Не может быть, чтоб они не полюбили меня, - думала она, - меня всегда любили. И я так готова сделать для них все, что они пожелают, так готова полюбить го – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!». Здесь видна наивность Наташи, ее способность и желание любить, а также отстутствие скромности. Визит оборачивается совсем не так, как ожидает Наташа. Ее отец быстро оставляет Марью и Наташу вдвоем. Наташа со свойственной ей проницательностью понимает, что отец боится встречи со старым князем Болконским, чувствует себя оскорбленным, краснеет за него и сердится на себя за то, что краснеет. Дальше все идет еще хуже: «Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно-веселой и тщеславной». Наташа, в свою очередь, предвзято относится к княжне: «она ей казалась очень дурной особой, притворной и сухою». При всем при этом Наташа сама ведет себя неестественно: нравственно съежившись, она принимает небрежный тон, еще более отталкивающий от нее Марью. Разговору двух девушек мешает мадмуазель Бурьен, при которой им неудобно обсуждать Андрей. Они обе мучаются, но поправить ситуацию уже поздно. Наташа уезжает с внешним достоинством, но на грани слез, которым она дома дает волю. |