Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Его лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задается не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка бытия? На эти вопросы не найти ответа, поэтому лирика Тютчева полна драматического ощущения бесперспективности философского поиска. Эта бесперспективность ярче всего находит свое отражение в знаменитом тютчевском четверостишии: Природа - сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Автор одушевляет природу и в данном четверостишии: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... В вышеупомянутых и многих других тютчевских стихах природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. Природа у Тютчева самодостаточна и бесстрастна к духовной жизни людей. Например, деревья «красуются, шумят, - и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их». Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения, и «...перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы». Природа знать не знает о былом... Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны. Она показана неотъемлемой частью физического мира. В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира: «Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...», а также знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как «Видение», «Как океан объемлет шар земной», «Бессонница». В «Бессоннице» важную часть играет образ времени. В начале стихотворения «часов однообразный бой» осмыслен как «глухие стенания» времени, как его язык, «равно чужой и внятный каждому»; в конце - как «металла голос погребальный». Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим «на краю земли», все над той же бездной, ощущать свое одиночество в мире («...мы... покинуты на нас самих»). «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Тютчев - один из самых выдающихся представителей философской лирики. Философская лирика Тютчева направлена на многие аспекты жизни - природу, хаос, жизнь человеческой души, чувство любви. Но идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Фет написал на сборнике стихов Тютчева: "Муза, правду соблюдая, Глядит, а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей." Философская лирика Тютчева сложна, значение её в литературе велико. В 1836 году Тютчев написал стихотворение "Фонтан", ставшее одним из самых ярких примеров его философской лирики. Струи фонтана всегда стремятся вверх, желая достигнуть предела высоты, но неизбежно падают вниз. Человеческая мысль так же неистощима, как и напор воды. Человек стремится в небо, хочет познать мир, но сознание его далеко не безгранично, оно не способно познать все. Поэзии Тютчева свойственны глубокие раздумья, что очень ярко выражено в любовной лирике поэта. В стихотворениях Тютчева любовь дарит человеку и радость, и страдания. И в этом заключен ее великий парадокс. Поэт описывает любовь как нечто непостижимое, таинственное. Но любовь у Тютчева - это часто трагедия. Счастье недолговечно, любовь не выдерживает ударов судьбы. Любовь ассоциируется с грустью, болью, непониманием, слезами: Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили выжгли слезы Горючей влагою своей. и даже со смертью: Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. ("Последняя любовь") Один из мотивов Тютчева описывает человека на краю бездны. Возникнувший еще задолго до Тютчева, мотив только у него был выдвинут в центр художественного мира его лирики. Катастрофичность произведений Тютчева выражена в его интересе к самосознанию человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, полноты смысла и бессмыслицы, реальности и тайны. В бездну космоса вглядываются герои Тютчева, но бездна есть и в них самих, в их душах и сердцах: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! ("О чем ты воешь, ветр ночной?", 1836) В. С. Соловьев сформулировал мотив хаотической, мистической первоосновы жизни у Тютчева: "И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то наверное самым сильным во всей поэтической литературе". В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Тютчева, источник ее содержательности и оригинальной прелести. Стихотворения "Святая ночь", "О чем ты воешь, ветр ночной", "На мир таинственный духов", "О, вещая душа моя", "Ночные голоса", "День и ночь", "Безумие" и др. представляют собой лирическую философию хаоса и безумия, как "глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания". В лирике Тютчева тайна, скрытая в глубинах космоса, непостижима. Но человек может приблизиться к ней, к осознанию ее глубины путем интуитивного прозрения. Космос у Тютчева сравнивается и с душой человека: "Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей..." ("Silentium!"). Поэтому зачастую в его лирике стирается граница между природой и сознанием человека. Тютчев верил, что тайну мира невозможно раскрыть до конца, что есть некая граница, отделяющая познанное от непознаваемого. Причем не только мир непознаваем до конца, но так же и собственная душа человека. В лирике Тютчева важен такой мотив, как одиночество. Но одиночество у Тютчева не в социальной сфере. Тут нет конфликтов "поэт-толпа" или "личность-общество". Одиночество Тютчева - это тоска человека перед непостижимой загадкой бытия. Тютчев считает невозможным понимание и общение между людьми. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь ("Silentium!") С мотивом одиночества связаны мотивы молчания и скрытности (Молчи, скрывайся и таи / И чувства, и мечты свои... ("Silentium!"). Свойственен Тютчеву параллелизм в стихах - день выступает как сфера повседневного и будничного, связанного с шумом и суетой, а ночь - как мир прозрений, мистики и самопостижения. Тютчев восторгается красотой природы и утверждает, что красота мироздания недоступна для человека. Противопоставлены земное и небесное, Тютчев связывает их со смертью в стихотворении "И гроб опущен уж в могилу": А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей... Поэзия Тютчева, волнующая душу, заставляющая думать, оставила автора в памяти веков. Его называют учителем жизни для читателя, лирика его бессмертна. |