Объяснительная записка
«Кому на Руси жить хорошо» - одно из самых важных произведений Николая Алексеевича Некрасова, призванная показать состояние России и до, и после реформы 1861 года. Некрасов работал над поэмой последние двадцать лет своей жизни, но она осталась незаконченной. Тем не менее в законченных главах Некрасов добился многого. Он сумел:
- показать жизнь различных слоев общества после реформы 1861 года
- определить, как реформа 1861 года отразилась на жизни различных слоев общества и на состоянии экономии в целом
- раскрыть лучшие и худшие качества народа
- поднять проблему «народного счастия»
- выразить надежду на светлое будущее России через образ Гриши Добросклонова
Описания обширной картины жизни на Руси автор добивается благодаря введению в повествование странников, пытающихся понять «кому живется счастливо, вольготно на Руси».
Некрасов следует своему творческому кредо «о народе, для народа, языком, доступным для народа» и пишет с использованием несколько сказочных эпитетов и описаний. Несомненно, поэма «Кому на Руси жить хорошо» сильна и как литературное произведение, и как произведение социального характера, но в моем проекте я буду рассматривать лишь общественную проблематику поэмы. Вот мои цели:
- показать через характеристики персонажей, как Некрасов раскрывает проблемы народа
- показать актуальность поэмы тогда и сегодня
- попытаться понять, что такое счастье
- не получить два по литературе.
Историческая обстановка в поэме
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» довольно ярко показано состояние страны после реформы 1861 года, ставшей формальным концом крепостного права, которое существовало так долго и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь
удобной формы эксплуатации?
В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего
хозяйства,основанном на принудительном, крайне неэффективном труде
крепостных крестьян, а в социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества.
Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
19 февраля 1861 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу, то есть
возможность решать где и как ему жить, жениться, не спрашивая на то
согласия помещика, самостоятельно заключать сделки, открывать
предприятия, переходить в другие сословия. Но эта свобода была чисто формальной, так как крестьянин не получал того, что должно было обеспечить ему доход: землю.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве (лишь несколько уменьшилась барщина).До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам
барщину или платить оброк.
Половинный характер этой реформы удаил «одним концом по барину, другим – по мужику». Зато позже Россия смогла перейти от феодализма к капитализму.
И еще: мои предки с отцовской стороны были крепостными, и я не могу не радоваться, что родилась в конце двадцатого, а не в середине девятнадцатого века.
Мнимые счастливые
Наше счастье – вода в бредне.
- народная поговорка
В главе «Счастливые» семеро странников обещают тому, кто докажет, что счастлив, отдать целое ведро водки. Охотников бесплатно выпить нашлось много.
Первым был "дьячок уволенный". Он пытался уверить странников, что счастье не в деньгах, не в золоте, а "в благодушестве": "коль обогреет солнышко, да пропущу косушечку, так вот и счастлив я!". Он надеется на то, что странники эту самую «косушечку» дадут ему выпить, но его прогоняют.
Следующей была "старуха старая, рябая, одноглазая". Свое счастье она видит в том, что на ее маленькой грядке (около семи метров в длину и менее одного в ширину) осенью уродилось много репы. Ей, как и дьячку, не дали ни капли.
После пришел солдат "чуть жив, а выпить хочется". Его солдатское счастье заключалось в том, что он побывал в двадцати сражениях, а в мирное время "ходил ни сыт ни голоден", и все же "смерти не дался". Все имущество солдата – медаль за храбрость, но ведь из медали ужин не сваришь!
Вслед за солдатом пришел каменотес с тяжелым молотом. Он с семьей ни в чем не нуждается благодаря своей исключительной силе ("и молотом, как перышком, махнул"). Но "не будет ли носиться с этим счастием под старость тяжело?..".
Пятым пришел Трофим, "мужик с одышкою, расслабленный, худой". Он в молодости был "не хуже каменщик", работал за четверых, и его подрядчик хвалил такого работника. Однажды подрядчик решил подтрунить над Трофимом, говоря, что ему должно быть стыдно нести такую маленькую ношу кирпичей, из-за чего Трофим рассердился, попытался перенести на второй этаж 230 килограмм и надорвал себе спину. Так как Трофим работал на строительстве в Петербурге, он решил вернуться на родину, чтобы та умереть. Домой поехал на поезде, в душном вагоне с работниками, больными лихорадкой. Вскоре Трофим стал замечать и за собой симптомы болезни. Но Трофиму повезло - он не закричал, сдерживая свой бред, и его не высадили из поезда. Он доехал и добрел на родину, и "здесь, по божей милости, и легче стало мне...".
Следующим пришел к странникам дворовый, "разбитый на ноги". Его счастье заключалось в том, что он сорок лет долизывал тарелки и допивал вино за своим бариом. Теперь он болен подагрой (боли в ступне, опухоль пальцев).
После "желтоволосый, сгорбленный, подкрался робко к странникам крестьянин-белорус". Его счастье – поесть хлеба: "жую - не нажуюсь!".
За белорусом пришел мужик "с скулой свороченной, направо все глядит". Он охотник за медведями и ему повезло, когда троих его товарищей убили медведи, а он остался жив, но со свернутой скулой. Хотя в другой раз медведица "свернула" ему скулу, и теперь он не может посмотреть вправо. Странники дают ему выпить.
«Послышав запах пенного», пришли "оборванные нищие". Они свое счастье находят в том, что лавочник подает им, чтобы они не оставались у его лавки.
Тут странники поняли, что даром они тратили водку.
Как говорят: будь доволен тем, что есть. Почему же нам так неприятно читать о «счастьях» всех вышеперечисленных людей? Наверное, дело не в том, что их радости так ничтожны, а их везения так случайны, а в том, что эти «мнимые счастливые» даже не смеют стремиться к чему-то большему.
Ермил Гирин
Ермил Ильич Гирин – деревенский староста, «не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик». Уже в этих словах видно, что народ считает его своим человеком.
В самом начале главы странникам рассказывают необычную историю: у Ермила была мельница, которую по суду он должен продать. Во время торгов ему потребовалась большая сумма денег («до тысячи»). Ермил Гирин попросил у судебного председателя «помешкать полчаса», идет на базарную площадь и там просит у народа в долг.
«И чудо сотворилося —
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.»
Благодаря помощи народа мельница была спасена, а уже через неделю на той же самой базарной площади Ермил вернул долг.
В молодости Ермил Гирин работал писарем, помогал крестьянам, ничего не требуя взамен:
«Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю"?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
…Таким путем вся вотчина
В пять лет Ермилу Гирина
Узнала хорошо».
«Не колдовством, а правдою» Ермил смог взять над всей округою силу, и потому был единогласно избран бурмистром, несмотря на свою молодость («и молод, да умен»). Он праивл справедливо: «в семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил». Только один-единственный Ермил «свихнулся» с честного пути. Он захотел спасти своего брата Митрия из рекрутчины, поэтому отправил вместо него в солдаты сына бедной крестьянки. Но Ермил глубоко раскаивается об этом проступке:
«Сам Ермил,
Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест; тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
"С тех пор, как сына Власъевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!"»
Справедливость торжествует: сын Власьевны возвращается домой, Митрий идет служить, а Ермил решает отказаться от должности: Ермил настолько благороден, что не может закрыть глаза ни на один неправедный поступок – в том числе и свой.
К несчастью, именно это лучшее его качество – обостренное чувство справедливости - послужило ему концом. Когда на вотчине помещика Обрубкова происходит череда крестьянских бунтов, Ермила просят усмирить народ («Народ поверит Гирину, народ его послушает...»); он же, повинуясь голосу совести, говорит то, что думает – что крестьяне правильно делают, что бунтуют – и за свою честность попадает в острог.
Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья:
«и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!»
Но жизнь его оборачивается несчастьем, причем именно из-за доброты, ума и правдивости, самых лучших качеств его характера.
Трагедия Ермила Гирина – трагедия любого человека, поставленного в положение, когда надо выбирать между спасением своей совести или самого себя. И я не могу не восхищаться деревенским старостой, который, как и Гриша Добросклонов, в жизни выбрал «тесную дорогу, честную», потому что я не уверена, хватило бы у меня духа на то чтоб так до конца отстаивать правду.
Представители правящего класса
Когда странники спорят о том. Кому на Руси живется хорошо, они в первую очередь называют представителей правящего класса: купцов, чиновников, духовенство, помещиков, царя. Судя по всему, Некрасов не успел показать в поэме жизнь многих из них. В поэме мы видим только помещиков и духовенство.
Последнее представлено дьячком (см. Мнимые счастливые) и попом, который враз опровергает мнение крестьян о том, что ему хорошо живется. В народе его не уважают, называют «породой жеребячьею», вдогон, «как мерину», «кричат: го-го-го!». Поп веден, потому что богатые помещики поразъехались по свету, а простой народ жертвует мало.
Действительно, к попу легко проникнуться сочувствием, чего не скажешь о помещиках. Все они показаны в весьма непривлекательном свете: тут и Шалашников, жестоко эксплуатирующий крестьян, и Оболт-Оболдуев. Сожалеющий о прошедших временах, когда он вместе с крестьянами христосовался, и деспот Утятин, при котором крестьяне разыгрывают, будто крепостное право еще не отменено, таким сильным был нанесенный ему моральный удар.
Да, потеря крестьян для них удар именно моральный – крестьяне должны работать как и прежде, но помещик уже не вправе распоряжаться их судьбами, и помещичья земля им уже кажется «не матью, а мачехой». Как говорят странники: «порвалась цепь великая, одним концом ударила по барину, другим по мужику».
Мне жалко, что Некрасов не сумел показать хоть одного человечного помещика, помещика, не подходящего под народные стереотипы. С другой стороны, многие до Некрасова уже показали помещиков как людей – пришла пора воспеть и народ.
Яким Нагой
Пить до дна - не видать добра.
- народная поговорка
История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Петербурге, «да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...”
В жизни Якима не остается места ни для чего, кроме изнуряющей работы и беспробудного пьянства: «он до смерти работает, до полусмерти пьет» - и картинок, которые он когда-то купил для своего сына и на которые сам любит глядеть. Как-то раз в его избе случился пожар: Яким в первую очередь спас картинки, жена – иконы, а накопленные тяжелым трудом тридцать пять целковых спасти не удалось.
Рассматривание этих картинок – отдушина для Якима. Мы видим, что он сохранил в своей душе тягу к прекрасному, духовные и культурные запросы (пусть и несколько примитивные).
Пьянство исстари было бичом русского народа; недаром слово «водка» в иностранных языках является одним из самых известных слов русского происхождения. Некрасов не пытается оправдать скверную привычку пить, но дает нам понять, что на ее широкое распространение есть причина: «Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?»
Многие взрослые пьют, стараясь уйти от своих проблем. Многие подростки пьют, потому что это дает им возможность почувствовать себя взрослее, непринужденнее. Но надо помнить, что алкоголь не решает никаких проблем, а лишь приумножает их число.
Савелий
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!!
Савелий – один из наиболее духовно сильных персонажей в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Автор наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика: со своей "большущей сивой гривою, чай, двадцать лет не стриженной, с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Он настолько силен, что, стоит ему потянуться в светелке, как он пробивает в ней дыру, а смел настолько, что в одиночку хаживал на медведя. Но сильнее всего бросающееся в глаза качество Савелия — его презрение к рабской покорности. В молодости он подтверждал свои слова делом: вместе с другими крепостными заживо закопал издевавшегося над ними управляющего, немца Фогеля. Итогом этой истории стала двадцатилетняя каторга, побег с нее, клеймо, плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.
В старости он живет вместе с семьей своего сына, позже, после смерти внука Демушки, случившейся по его недосмотру, уходит на покаяние в Песочный монастырь.
И Матрена Тимофеевна, и мы запоминаем Савелия столетним стариком, сохранившим духовную свободу: «Клейменный, да не раб!», - отвечает он на извечные насмешки своей семьи.
Савелий объективно оценивает народ, отмечает его духовные и физические силы, с горестью видит, как они уходят в ничто:
«Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? —
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!»
В Савелии ярко выражено бунтарское начало народа – великого народа, в котором идет борьба между привычкой к вековому рабству и свойственным каждому желанием свободы. Бунт Савелия необдуман и жесток, но, по крайней мере, бунт есть. Уже это дает надежду на то, что когда-нибудь и другие поднимуться на борьбу против бесправия.
Матрена Тимофеевна Корчагина
Кобыла не лошадь, баба не человек.
- народная поговорка
Глава «Крестьянка» начинается с того, что наши семеро странников решают, что «не все между мужчинами отыскивать счастливого». После расспросов в селе Наготине они узнают, что в соседнем селе Клин живет крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина и о ней «молва идет всесветная», что «доброумнее и глаже бабы нет». Действительно, уже по ее описанию видно, что нам предстоит иметь дело с женщиной исключительной:
«Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.»
Матрене Тимофеевне «счастье в девках выпало». Девушка жила в любящей, непьющей семье, «как у Христа за пазухой».
В шестнадцать-семнадцать лет девушка приглянулась печнику Филиппу Корчагину, да и он также пал ей на сердце.
Замужество для Матрены Тимофеевны – конец свободы. Она попадает «с девичьей коли в ад», в большую, сварливую семью своего мужа. Она «работает, как раба», по совету мужа молча снося все замечания в свой адрес со стороны свекра, свекрови, деверей, глазастых соседок: «Ходи улицей потише, Носи голову пониже,
Коли весело — не смейся, Не поплачь с тоски!..» Хорошие отношения у Матрены Тимофеевны складываются только с отцом своего свекра, Савелием. Еще один лучик счастья в ее жизни – сын Демушка, «своей улыбкой ангельской сгоняющий» весь гнев с ее души.
К несчастью, младенец рано и трагически погибает, съеденный свиньями по недосмотру Савелия. Горю матери нет предела: пусть ей суждено родить еще пятерых сыновей, ни один из них не заменит ей погибшего Демушку: «Уж двадцать лет, как Демушка дерновым одеялечком прикрыт, — все жаль сердечного!»
В Матрене Тимофеевне силен материнский инстинкт. В «Волчице» мы видим, как она соглашается быть высеченной вместо сына Федота. Одну овцу из его стада утащила щенная волчица. Мальчик догнал волчицу – и решил оставить ей уже мертвую к тому времени овцу. Очевидна параллель между Матреной Тимофеевной, жертвующей собой ради сына, и полуживой волчицей, из последних сил пытающейся добыть своим детям пропитание.
Приходит трудный год. Филиппа забирают в рекруты, детей приходится пустить по миру. Матрена Тимофеевна идет просить помощи у губернатора, и, по счастливому стечению обстоятельств, находит заступничество у его жены, Елены Александровны.
И вот близок конец ее рассказа. Матрена Тимофеевна живет с мужем, растит пятерых сыновей. Ее прозывают губернаторшей, считают счастливой. Пускай по ее семье дважды ударяли пожары и трижды – сибирская язва, пускай по Матрене Тимофеевне прошла кровь первенца, неоплаченные обиды и плеть – она смогла это пережить и отстоять свое относительное благополучие.
Матрена Тимофеевна – привлекательный персонаж. Она красива, сильна и физически, и морально, а главное, готова бороться за свое благосостояние. Но после ее рассказа нельзя не согласиться, что «не дело — между бабами счастливую искать!..», ведь «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого!».
К несчастью, эти ключи не найдены до сих пор. Конечно, женщины сейчас не бесправны, но в народном сознании являются «слабым полом». И сегодня живы половые стереотипы, такие как «мужчины – это сила, женщина – это слабость», «мужчины думают головой, а женщины – сердцем» и т.д. и т.п. До сих пор девочкам прививают мнение, что долг жены, матери, домохозяйки для них – самый важный.
Пора бы уже наконец попытаться расширить узкие представления о социальной роли женщин и увидеть личность в каждой из них.
Гриша Добросклонов
Семинарист Гриша Добросклонов – единственный персонаж поэмы, которого сам Некрасов считает счастливым и кого можно назвать «воплощением счастия народного».
О прошлом Гриши известно немного: он сын умершей от тяжелого труда батрачки. Вместе с братом был вскормлен народом, в благодарность за спасенную жизнь дал обет посвятить себя народному делу. Образование получил в церковно-приходской школе, позже – в семинарии. Планирует поступить в петербургский университет, а пока работает вместе с народом и развивает народное самосознание своими песнями.
В образе Гриши показан разночинец-демократ. Он тесно связан с народом, поэтому может судить о тяготах народной жизни, но вместе с тем не принадлежит к крестьянству, что помогает ему судить о народе объективно, со стороны. Ярче всего отношение Гриши, да и самого Некрасова, к России и к ее народу выражено в его песнях, особенно в песне «Русь»:
«Русь не шелохнется,
Русь – как убитая,
Но загорелась в ней
Искра сокрытая,
Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней кажется
Несокрушимая!»
Многомиллионный народ пробуждается к борьбе, и этому хоть чуть-чуть способствовал Гриша. Он действительно счастлив, и не от того, что в его жизни присутствуют «покой богатство и почет». Нет, Гриша счастлив от сознания выполняемого им долга, от того, что в своей душе слышит «силы необъятные», от того, что живет «для счастия убогого и темного родного уголка».
Актуальность поэмы в наши дни
Кафтан-то новый, а дыры-то стары.
- народная поговорка.
Гениальные произведения тем и гениальны, что актуальны во все времена. Казалось бы, какое отношение «Кому на Руси жить хорошо» может иметь к проблемам нашего времени? На самом деле сходств между нашим временем и Россией 1860-1870-х годов больше, чем кажется.
Мы, как и персонажи поэмы, живем в переходное время. Наша страна пытается подстроиться под многочисленные реформы. Зарождаются капиталистические отношения, ломаются основы прежней идеологии. Мало кто выигрывает от создавшейся обстановки. До сих пор распространены описанные в поэме проблемы: пьянство, отношение к женщинам как к людям второго сорта, бедность или, наоборот, проблемы от излишнего богатства…
И, конечно же, вечной остается идея счастья. Счастье – понятие довольно абстрактное. Найти его очень сложно. Что оно из себя представляет? По определению это удовлетворенность жизнью. Но ведь полной удовлетворенности достичь невозможно, к ней можно только стремиться. Да и будет ли счастлив человек, который достиг абсолютно всего и которому больше не о чем желать? Наверное, нет. Я думаю, что счастье находится куда ближе. Оно в осознании того, что ты нужен (или нужна), в возможности изменять этот мир, делать хоть чью-то жизнь хоть чуточки лучше. |