19 августа 2024 года исполнится 95 лет со дня смерти всемирно известного импресарио, художественного и театрального революционера, основателя группы «Мир Искусства» Сергея Дягилева.
Имя Дягилева вошло в глобальную историю искусства с открытием «Русских сезонов» в Париже и началом работы труппы «Русский балет Дягилева». Он был самым активным популяризатором и экспериментатором русского театра в XIX – XX веках. Познакомил мир с великими русскими композиторами и художниками, артистами оперы и балета. Дягилевские «Русские сезоны» в Париже, Лондоне, Монте-Карло оказали ошеломляющее воздействие на жизнь и культуру целого континента, а по сути – и всего мира. Например, знойные фантазии и яркие сценические образы, созданные Львом Бакстом, Валентином Серовым, Александром Бенуа и другими художниками-мирискусниками, пленили умы модниц и заставили модные дома спешно пересматривать свои коллекции.
Причина была очевидна: никогда до тех пор театр не был настолько ярким и смелым. Дягилев выпустил на сцену персонажей в эксцентричных, экзотичных, соблазнительных костюмах и дал художникам свободу в сценографическом самовыражении – свободу, которая была так необходима на стыке эпох, в момент больших поисков в мировом искусстве. И именно русской сцене выпала роль произвести эту грандиозную революцию – визуальную, музыкальную, даже буквально техническую.
Кроме того, «Русские сезоны» Дягилева запустили процесс возрождения балетного искусства не только в России, но и во всем мире. Новые выразительные приемы в пластике танца, революционные находки бесстрашных молодых балетмейстеров, артистов, музыкантов полностью изменили вектор развития и восприятия сценического искусства. И каждый уважающий себя молодой композитор, сценограф, артист той эпохи с гордостью утверждал, что на него сильнее всего повлиял новаторский подход Стравинского, Фокина и Баланчина, Бакста и Гончаровой, Лифаря, Нижинского и Павловой… Созданные в этой бессмертной антрепризе спектакли и сегодня являются гордостью крупнейших балетных сцен мира и с успехом идут на самых прославленных подмостках. А ценные предметы – свидетели тех громких событий – составляют уникальный фонд, хранить который почитают за честь крупнейшие музеи мира. До Дягилева с его уникальным чутьем на таланты и перспективы никто не предполагал, что такие экспонаты будут представлять огромную ценность и собирать полные залы на вернисажах и аукционах.
Основатель БТМ Алексей Бахрушин первым собрал уникальную коллекцию, связанную с «Русскими сезонами», включающую более 1 000 эскизов декораций, театральных программ и афиш, фотоматериалов, литографий, фарфора, открыток с автографами.
В фондах музея хранится рукописная записка историка театра, помощника инспектора Московского театрального училища (1888-1913) Владимира Михайловского. Он обращается с просьбой к Алексею Бахрушину принять Дягилева:
«Глубокоуважаемый Алексей Александрович! У меня сегодня был Дягилев, он очень желал бы познакомиться с Вами. В Москве он пробудет только день. Не найдете ли возможным указать ему место свидания завтра (суббота)…».
После знакомства между Бахрушиным и Дягилевым возникает переписка. Сергей Дягилев в письме от 4 сентября 1900 года благодарит Бахрушина за фотокопии работ, сделанные известным фотографом Императорских театров Карлом Фишером. А в одном из последующих писем Дягилев просит Бахрушина посмотреть акварели Александра Головина, ссылаясь на рекомендацию самого художника обратиться именно к Бахрушину и его фондам в связи с предстоящей выставкой «Мира искусства».
Их сотрудничество продолжалось и приносило грандиозные плоды. Вскоре после триумфа «Мира искусства» Сергей Дягилев обратился к Алексею Бахрушину как Генеральный Комиссар выставки с просьбой подготовить к отправке портреты для Историко-художественной выставки русских портретов ХVII-XVIII вв. в Санкт-Петербург по прилагаемому списку. Выставка русского портрета в Таврическом дворце в 1905 году стала триумфом Дягилева: более 2 300 произведений, запечатлевших два века русского изобразительного искусства, два века истории страны и впечатляющий коллективный портрет нации – вот что показал Дягилев потрясенным зрителям Таврической выставки. Значительная часть экспонатов была собрана им лично – по усадьбам и имениям в самых разных уголках страны. Свои предметы предоставил и Алексей Бахрушин – меценат, сыгравший стратегическую роль в развитии предпринимательского гения и глобализаторского таланта Сергея Дягилева. |