20 августа 2022 будет 108-летняя годовщина со дня первого на восточном фронте сражения Первой мировой войны. Русская императорская армия одержала победу над немецкими войсками под Гумбинненом. В результате германские части на Восточном фронте были вынуждены отступать, а их планам по дальнейшему наступлению на Париж не суждено было реализоваться.
Накануне сражения под Гумбинненом, вошедшее в историю как Гумбиннен-Гольдапская битва, части 28-й пехотной дивизии русской армии наткнулись на хорошо укрепленные немецкие позиции районе Покальнишкен-Нибудшена. Локальное столкновение русские военные проиграли и вынуждены были отступить. Германское командование приняло решение идти в наступление, и рано утром 20-го августа (7-го августа по старому стилю) германская артиллерия начала обстреливать 28-ю дивизию русской армии, надеясь быстро атаковать численно уступавшего противника. В начале сражения русская армия действительно уступала германской – соотношение сил составляло 63 800 штыков с русской стороны против 74 400 немецких.
Впрочем, несмотря на преимущество Германии, русской армии удалось мобилизоваться и пойти в контратаку, в результате которой были разбиты 1-й и 17-й немецкие корпуса. Уже к обеду 20 августа 1914 года исход Гумбинненского сражения был предопределен – немецкие войска спешно отступили. Планы германского командования по уничтожению частей русской армии на Восточном фронте потерпели крах. Цена за успешный исход битвы был значительным: русская армия потеряла в сражении 16 тысяч человек, у Германии потери были почти вдвое меньше – 8 тысяч человек.
Офицер русской армии Александр Успенский в своих воспоминаниях о Гумбинненском сражении писал, как выглядело отступление немцев в августе 1914 года: «С наших наблюдательных пунктов можно было видеть потрясающую картину, как от нашего огня целыми рядами падали, словно подкошенные, бегущие вдоль шоссе и канав при нем, немцы! Как бежали они в беспорядке, бросая по дороге свое оружие... Моментально пропала вся их железная дисциплина!» . Успенский отмечает еще один интересный факт, свидетельствующий о масштабе поражения немецких войск под Гумбинненом – на территории Восточной Пруссии, где проходило сражение, находились в основном роскошные имения немецких помещиков, бывших военных. Это была знать и приближенные самого императора Вильгельма. Поэтому немцы были уверены, что кайзер никогда не позволит «русским захватить эту "жемчужину в его короне!"
Когда стало известно о приказе командующего немецкой армией генерала Притвица об отступлении за реку Вислу, так что Восточная Пруссия оставалась полностью в руках русских, богатые и знатные семейства спешно покинули свои роскошные имения и обратились в бегство. «Все дороги в Берлин были забиты этими «беженцами!», - пишет Успенский об исходе Гумбинненского сражения.
Интересно, что со стороны немецкого командования подготовка русской армии была высоко оценена. Немецкий полковник Рудольф Франц писал впоследствии о том, что «русские выказали себя как очень серьезный противник. Хорошие по природе солдаты, они были дисциплинированны, имели хорошую боевую подготовку и были хорошо снаряжены».
Немецкое название города Гумбиннен, который находится на нынешней территории Калининградской области, было переименовано в Гусев в 1946 году. Это единственная российская территория, на которой проходили боевые действия во время Первой мировой. Память об этом знаменательном сражении, определившем дальнейший ход военных событий войны и всей европейской истории, в 2014 году была увековечена скульптором Михаилом Шемякиным в монументе, получившем название «Памяти забытой войны, изменившей ход истории».
В центре монументальной композиции расположено разомкнутое, будто движущееся вспять, колесо с распятой на нем изможденной фигурой солдата. Две другие фигуры, обрамляющие центральную часть скульптуры, — это молодая и пожилая женщины, вероятно, вдова и мать. Они олицетворяют собой личную трагедию каждой семьи и каждого отдельного человека, попавшего в жернова трагических исторических событий. В авторском замысле можно найти также аллегорическое сходство с классическим христианским сюжетом Пьета, то есть оплакивание Богородицей распятого Иисуса Христа.
В этой работе затронута и другая сторона восприятия войны – она вовлекает в трагический маховик истории не только судьбы отдельных людей, но и целых государств. Эту идею сопряженности Михаил Шемякин воплотил через использование фотографий солдат, карт и документов различных стран, принимавших участие в Первой мировой войне – материалы стали частью оформления постамента скульптурной группы. Фотографии были собраны совместно с Российским военно-историческим обществом, часть снимков скульптор нашел во Франции в архивах. Все материалы напечатаны на постаменте инновационным методом - эта технологическая разработка была предложена компанией GS-Group, которая также выступила инициатором и главным меценатом возведения монумента «Память о забытой войне». |