Смотрите фильм-номинант на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу «Черная орхидея» в кинотеатрах с 17 ноября 2022 года.
Конец 40-х годов. Двое полицейских расследуют жестокое убийство голливудской старлетки, разрезанный пополам труп которой найден на заброшенном пустыре. Вскоре один из детективов обнаруживает, что в это мрачное дело впутана его подружка.
История
Лос-Анджелес. 1947 год. В США в самом разгаре послевоенный экономический бум, который, впрочем, не слишком способствует достижению социального мира и гармонии. Время от времени то тут, то там на почве культурной и расовой нетерпимости вспыхивают мелкие восстания, вроде “Zoot Suit Riots” — череды стычек между американскими военными и представителями нацменьшинств, в основном латиноамериканских, формальным поводом для которых служили чрезмерно свободно скроенные костюмы последних (ткань тогда была в дефиците и такой крой считался «непатриотичным»).
Во время наведения порядка на одной из них Баки Блайкерт и Ли Бланчард — ныне два офицера полиции, а в прошлом звезды калифорнийского бокса — знакомятся друг с другом и закладывают тем самым фундамент для будущей дружбы. Прозванные прессой мистером Огнем и мистером Льдом за разность бойцовских темпераментов они продвигаются по службе, в том числе за счет былой спортивной славы, привлекающей к департаменту полиции внимание, и становятся сначала напарниками, а после и друзьями. Компанию им во время увеселительных прогулок всякий раз составляет загадочная красотка Кей — возлюбленная Ли, заглядывающаяся на Бака и образующая вместе с ними неразрывный любовный треугольник.
Прошлое девушки окутано тайной и как-то связано с делом об ограблении банка, раскрытым Бланчардом много лет назад. Главный его фигурант — Бобби Де Витт — вот-вот выйдет на свободу, что заставляет Ли, опасающегося мести, нервничать и совершать необдуманные поступки.
Одновременно с этим напарники, идя по следу одного из сообщников Де Витта, обнаруживают изувеченное тело юной и прекрасной Элизабет Шорт — старлетки, прибывшей в Лос-Анджелес несколько лет назад с мечтами о голливудской славе, но вместо этого познавшей оборотную сторону фабрики грез. Баки и Ли предстоит проследить весь ее путь и найти жестокого убийцу. К слову, мечта Элизабет странным образом исполнилась — она вошла в американскую историю преступлений по названию цветка, который она неизменно прикалывала к волосам — черной орхидеи.
Звезды Голливуда в фильме о темной стороне фабрики грез
Каст «Черной орхидеи» пестрит именами звездных актеров, яркость которых со временем ничуть не потускнела, а наоборот стала ярче. Главную роль Баки Блайкерта исполнил Джош Хартнетт, бывший на тот момент одним из самых ярких молодых актеров Голливуда. Актер, прославившийся ролями в молодежных фильмах, вроде «Факультета» или «40 дней и 40 ночей», а также в историческом блокбастере «Перл-Харбор», активно искал проекты, в которых мог бы сыграть персонажа сложного и неоднозначного и Баки Блайкерт, для которого поиск убийцы Элизабет превратился в манию, получился именно таким. Двумя годами позже Хартнетт блеснул в культовом инди-фильме «Счастливое число Слевина», а после длинного отдыха от крупных студийных проектов, вызванного желанием проводить с семьей как можно больше времени, вернулся в высоко оцененном критиками готическом сериале «Страшные сказки». Но по-настоящему «большим всплеском» в его карьере станут главные роли в грядущей комедии Гая Ричи«Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» и в исторической драме Кристофера Нолана «Оппенгеймер».
Спокойному и задумчивому «мистеру Льду» в фильме оппонировал взрывной Ли Бланчард в исполнении Аарона Экхарта, виртуозно сыгравшего в том же 2006-м году ловкого лоббиста табачных компаний в фильме Джейсона Райтмана «Здесь курят», а позже появившегося в нолановской трилогии о Бэтмене в роли Двуликого.
Самый, впрочем, стремительный взлет с момента выхода «Черной орхидеи» ждал карьеру Скарлетт Йоханссон, исполнившей роль противоречивой и манящей Кей Лэйк. К номинации на «Золотой глобус» за роль в «Трудностях перевода» она успела прибавить еще две номинации на «Оскар», а еще стала одной из самых высокооплачиваемых актрис мира, сыграв Наташу Романофф в киновселенной «Марвел».
А вот Хилари Суэнк, сыгравшая в фильме классическую для нуара femme fatale Мэделин Линскотт — дочь местного богача, не отягащенную буржуазной моралью и алчущую плотских удовольствий — напротив находилась на пике славы. В 2000-м и 2005-и году она удостаивалась наград Киноакадемии как лучшая актриса за роли в фильмах «Парни не плачут» и «Малышка на миллион». Интересно, что, несмотря на то, что в обеих картинах Суэнк играла героинь отнюдь не женственных, в «Черной орхидее» она напротив — изящна и соблазнительна. Неудивительно, что бедняга Баки Блайкерт теряет при виде нее голову.
В начале было слово
И написано оно было Джеймсом Эллроем, популярным американским автором детективов, написавшим среди прочих и роман «Черная орхидея» (в оригинале “The Black Delia”, то есть «черный георгин»), который стал основой для сценария фильма. Вместе с тремя другими произведениями Эллроя «Черная орхидея» образует отдельный цикл в его библиографии —«Лос-Анджелесский квартет».
Кстати, другой роман из этого цикла — «Секреты Лос-Анджелеса» — был экранизирован в одноименном фильме 1997-го года с Расселом Кроу, Гаем Пирсом и Кевином Спейси в главных ролях. Именно его кассовый и критический успех побудил продюсеров взяться за работу над еще одним его романом.
История Бетти Шорт…
У Эллроя было два источника вдохновения. Во-первых, реально существовавшая и убитая в 1947-м году Элизабет Шорт, смерть которой своей непостижимой жестокостью шокировало всю Америку. Расследование длилось несколько десятилетий и несмотря на череду версий и подозреваемых ни к чему не привело, до сих пор оставаясь нераскрытым. В своем романе Эллрой только фантазировал на тему жизни и смерти Шорт, пытаясь, как по его словам, превратить их в искусство, что плохо сочетается с документальностью. Впрочем, Элизабет была мифологизирована в первую очередь американской прессой, которая придумала ей прозвище «Черный георгин» по аналогии с вышедшим в 1946-м году классическим нуаром «Синий георгин». В реальности Бетти Шорт вовсе не была столь порочна — у нее действительно был жених, погибший в авиакатастрофе и она никогда не была проституткой.
… и Женевы Хилликер
Вторым, и крайне печальным, источником «Черной орхидеи» и творчества Эллроя в целом послужило убийство другой молодой женщины — Женевы Хилликер, после замужества взявшей фамилию своего мужа Арманда Эллроя, отца будущего писателя. Родители развелись, когда Эллрою было всего шесть и мальчик, несмотря на желание жить с отцом, был вынужден остаться с матерью, которую описывал как женщину порывистую, острую на язык и неразборчивую в связях. В 1958-м году, когда писателю было всего 10 лет, Женеву нашли изнасилованной и убитой. Позже Эллрой, пытаясь примириться со смертью матери, к которой испытывал противоречивые чувства, начал страстно исследовать убийство Элизабет Шорт, имеющей в его воображение сходство с Женевой.
Вот что Эллрой сказал в одном из интервью по этому поводу: «Художники всегда возвращаются к тому, что пробудило их моральное и эротическое воображение. В моем случае это мать в сочетании с делом «Черного георгина». Вырастая мы становимся драматургами, потому что хотим вернуться в прошлое. Мы хотим знать, как мы пришли к тому, что имеем сегодня. Мы хотим почтить «подарок», который нам преподнесли творчески».
Непризнанный классик
Под стать актерам и режиссер фильма — знаменитый Брайан Де Пальма, один из отцов «Нового Голливуда», картины которого — «Кэрри», «Лицо со шрамом», «Прокол», «Путь Карлито», «Неприкасаемые» — уже успели стать классикой.
Режиссер давно заигрывал с жанром нуара, о чем красноречиво говорят название некоторых его картин — «Роковая женщина» (в оригинале “Femme fatale”) и «Лицо со шрамом», отсылающее к одноименному классическому протонуару 1932 года. Но именно «Черная орхидея» стала самым, пожалуй, чистым представителем жанра в его фильмографии.
Хотя, надо сказать, долгое время в качестве режиссера рассматривался Дэвид Финчер, который покинул проект из-за иного видения истории. По его замыслу «Черную орхидею» должно было превратить в четырехсерийный мини-сериал. Покинув проект, Финчер, выросший неподалеку от тех мест, где орудовал серийный убийца, известный как «Зодиак», взялся за работу над фильмом о нем, удовлетворив таким образом, как и Эллрой, свою детскую обсессию.
Старая команда
На площадке «Черной орхидеи» Де Пальма воссоединился со своим старым соратником оператором Вилмошем Жигмондом, еще одной иконой «Нового Голливуда», успевшего за свою долгую карьеру поработать с такими режиссерами, как Роберт Олтмен, Майкл Чимино, Вуди Аллен, Джон Бурмен, Джордж Миллер и Стивен Спилберг. За научно-фантастическую драму последнего «Близкие контакты третьей степени» Жигмонд получил «Оскар». С Де Пальмой венгерский оператор работал над его классическими шедеврами, вышедшими, что интересно, в разные десятилетия. Над психологическим триллером «Наваждение» (1976), над «Проколом» (1981), еще одном неонуаром, и над «Костром тщеславия» (1990), экранизацией романа Тома Вулфа. «Черная орхидея», снятая в стиле классических нуаров, принесла Жигмонду номинацию на «Оскар».
Кстати, к работе над фильмом Де Пальма пригласил и нескольких хорошо знакомых ему актеров. Уильям Финли, сыгравший в «Черной орхидее», психически нездорового Джорджа Тилдена, друга семьи Линскоттов, снимался у Де Пальмы еще в его студенческих работах, вроде «Пробуждения Вотона», и первых полнометражных фильмах — «Убийстве а ля Мод», «Свадебной вечеринке» и других. А Грегг Хенри появлялся в еще шести фильмах режиссера — в «Лице со шрамом», «Подставном теле», «Военных потерях», «Воскрешении Каина» и «Роковой женщине».
Режиссёр: Брайан Де Пальма («Кэрри», «Ярость», «Лицо со шрамом», «Путь Карлито»).
Сценарист: Джош Фридман («Сквозь снег», «Войнам миров»).
Оператор: Вилмош Жигмонд («Охотник на оленей», «Близкие контакты третьей степени», «Мелинда и Мелинда»).
Композитор: Марк Айшем («И повсюду тлеют пожары»).
В главных ролях:
Дуайт «Баки» Блайкерт — Джош Хартнетт («Перл Харбор», «Счастливое число Слевина»).
Лиланд «Ли» Бланчард — Аарон Экхарт («Здесь курят», «Темный рыцарь»).
Кэтрин «Кей» Лэйк — Скарлетт Йоханссон («Человек, которого не было», «Брачная история», «Кролик Джоджо»).
Мэделин Кэткарт Линскотт — Хилари Суэнк («Малышка на миллион», «Парни не плачут», «Приговор»).
Элизабет Шорт — Миа Киршнер («Безумный город», «24 часа»).
Рамона Линскотт — Фиона Шоу («Моя левая нога», «Гарри Поттер и философский камень», «Дрянь»).
Эммет Линскотт — Джон Кэвэна («Храброе сердце»).
Расс Миллард — Майк Старр («Тупой и еще тупее»).
Эллис Лоу — Патрик Фишлер («Малхолланд Драйв»). |