16 января Аукционный дом «Литфонд» проведет первые в наступившем году торги, на которых будут представлены редкие книги, автографы и личные письма выдающихся деятелей культуры. Например, выставлены два письма Казимира Малевича от 1930 года, в которых художник сообщает о скандалах и травле, развернувшихся в то время вокруг него.
«… Что делать я не знаю. Переехать в Москву не спасение …»
Адресатом писем был друг художника - ейский режиссер Кирилл Шутко, с которым Малевич познакомился в 1904 годом в Москве, и в том же году они в Ейске вместе ставили пьесы русских драматургов. Декорации и эскизы костюмов для этих постановок выполнял Малевич. Знакомство с режиссером Малевич поддерживал и в дальнейшем, тем более, что они в советское время оказались соседями по даче в подмосковной Немчиновке. Будучи тогда в том числе достаточно крупным советским чиновником - Шутко работал в Культпропе ЦК ВКП(б), а потом возглавлял Отдел искусств Госплана СССР - он помог Малевичу избежать тюрьмы после ареста в 1930 году. В своих письмах художник как раз рассказывал другу о начавшейся травле, о его разгромленной лаборатории в Государственном институте истории искусств (ГИИИ), о запрете выставок Филонова и Татлина, а также задавался вопросами, что делать дальше и переезжать ли в Москву. Несмотря на то, что Шутко удалось выручить Малевича, спустя несколько лет сам он не избежал расстрела. Заявленные на торги в «Литфонде» два письма художника оказались в распоряжении ейского краеведа Евгения Котенко и были опубликованы в его книгах - «КазМа» (1992 г.) и «Ейские тайны Казимира Малевича» (2004 г.). В Аукционный дом они поступили из семейного архива наследников Котенко. Лидирующая ставка за личные признания культового авангардиста достигла на момент релиза 5 000 000 рублей.
Исторические памятники XVI - XVII веков
Также в топе каталога предстоящего аукциона - рукописный книжный памятник Патерик скитский конца XVI — начала XVII веков. Это сборник патериковых рассказов или «Изречения отцов», преимущественно из времени египетских отшельников Нитрийской пустыни, где находился монастырь Скит. Рукопись содержит 478 листов в превосходной сохранности и, вероятнее всего, принадлежала в то время книжнице одного из важнейших монастырей центральной России, судя по оформлению кодекса и его палеографии. Лидирующая ставка за рукопись времен Смуты 2 000 000 рублей. На торги выставлена уникальная «Жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей новгородскому дворянину Александру Дмитриевичу Тенкишеву на вотчины по случаю заключения мира с Польшей. М., июль 1691 года». Грамота закрыта оригинальной шелковой тафтой эпохи, сохранились также тканевая прикрепа и гербовая печать красного воска на шнурке. Дворяне Тенкишевы упоминаются в переписных книга Шелонской пятины Новгорода за первую половину XVII века. Настоящая грамота относится к сравнительно редко встречающемуся типу печатных московских жалованных грамот в виде длинного свитка, подобно столбцу XVII века. Данные грамоты, как малотиражные листовые издания, не описаны подробно в литературе по истории московского книгопечатания. Лидирующая ставка за жалованную грамоту царей-соправителей Ивана и Петра составляет на момент релиза 380 000 рублей.
Автографы - от жены Булгакова и от убийцы Распутина
Библиофилы оценят заявленное в каталоге первое издание культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», вышедшее в ежемесячном литературно-художественном и общественно-политическом иллюстрированном журнале (№ 11 за 1966 год и № 1 за 1967 год). Оба номера представлены во владельческом переплете XX века. На титульном листе № 11 супругой писателя оставлена надпись: «Подарок Е.С. Булгаковой. Е. Северин. 20.XII.66». А на обороте обложки сохранилась дарственная: «С сердечным приветом! Елена Булгакова». Известно, что это была самая первая публикация романа Михаила Булгакова, а первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году в издательстве Ymca-press в Париже. В распоряжении «Литфонда» журналы с автографом Елены Булгаковой оказались из коллекции филолога и театрального деятеля Евгения Северина, который в разные годы возглавлял училище имени Щепкина и Малый театр. Лидирующая ставка за первое издание романа, который принес русскому писателю мировую известность, да еще и с автографом его супруги, указана 120 000 рублей. Историческую ценность имеет визитная карточка князя Феликса Феликсовича Юсупова с его автографом, которая вложена в книгу «Конец Распутина» на французском языке (La Fin de Raspoutine, Париж, 1929 г.). Известно, что аристократ и мемуарист, последний представитель князей Юсуповых участвовал в убийстве Григория Распутина. Его автограф на визитке опубликован в вышеуказанной книге, которая представлена на аукционе. Ранее в «Литфонде» за 360 000 рублей уходили с молотка автографы Феликса и его супруги Ирины Юсуповой, оставленные на фотографиях. Лидирующая ставка за оригинал и напечатанный в книге автограф убийцы Распутина оценивается на момент релиза в 30 000 рублей.
Последняя графика Билибина и впервые на торгах альбом-раскраска от сына Кустодиева
Набор из 12 кубиков «Лисичка-сестричка и волк» (Фабрика Печатных игр, 1941 г.) в исполнении знаменитого иллюстратора русских сказок и былин Ивана Билибина стал его последней работой в книжной графике. Все иллюстрации, кроме одной, датированы 1940 годом. Недатированный рисунок «Дед на возу с рыбой» был создан в 1935 году, еще до возвращения Ивана Билибина в Советский союз. В 1941 году также вышло обычное издание в обложке. В каталоге аукциона представлен полный комплект кубиков в издательской иллюстрированной коробке. В комплекте сохранена брошюра-приложение, тоже оформленная в издательскую иллюстрированную обложку. Редкость заявлена по лидирующей ставке 36 000 рублей. Впервые на антикварном рынке выставляется издание «Воины: Альбом для раскрашивания» (1924 г.) с рисунками от сына выдающегося русского живописца Бориса Кустодиева - яркого представителя ленинградской школы живописи Кирилла Кустодиева. В альбом вошли такие изображения, как «Летчик», «Лыжник», «Ассириец», «Египтянин», «Римлянин», «Араб» и «Индеец». Примечательно, что альбом отсутствует в каталоге Российской национальной библиотеки (РНБ), а в каталоге Российской государственной библиотеки (РГБ, известной также как «Ленинка») не указано количество листов. Издание представляет собой чрезвычайную редкость, случаев продаж которой на аукционах до сих пор не было зафиксировано. Кирилл Борисович Кустодиев (1903-1973) — сын выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). В детстве часто позировал отцу и наблюдал за тем, как тот работает. Окончил живописный факультет Ленинградского высшего художественно-технического института, но еще будучи студентом помогал отцу, который с 1916 года был прикован к инвалидному креслу. Затем работал художником-декоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы, Театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Создал много портретов отца (в основном карандашных). Лидирующая ставка за альбом-раскраску 32 000 рублей. Ознакомиться со всеми лотами предстоящих торгов можно с 9 по 16 января 2025 года на предаукционной выставке в Москве по адресу: Большой Харитоньевский переулок, дом 24, строение 2.
Более подробно о лотах и обо всех аукционах «Литфонда» можно узнать на сайте www.litfund.ru. |