15 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет торги коллекционных изданий Серебряного века и русского авангарда из частных петербургских собраний.
Аукцион пройдет в две сессии, всего заявлено свыше трехсот лотов, самыми дорогими из которых, можно назвать старопечатные уникумы и редкости XVI и XVII вв.
В топе – старопечатные памятники
В топе раритетов предстоящего аукциона находится чрезвычайно редкий, не учтенный в библиографии экземпляр западнорусского печатного издания, самым тесным образом связанного с наследием русских первопечатников – «Молитвы повседневные. Молитвы на всяк день и Святого Кирилла Молитвы на всю седмицу» (Вильна: Типография Братства, 1596 г.). Фактически вся типографская гарнитура, использовавшаяся в этой книге, оригинальная – принадлежала самому Франциску Скорине, выдающемуся восточнославянскому первопечатнику начала XVI века. Известно всего семь экземпляров этого издания.
Кроме того, о чрезвычайной важности и значимости молитвенника в отечественной культуре свидетельствует тот факт, что в 1992 году было выпущено факсимильное издание фрагмента этой книги, содержащее «Молитвы на всю седмицу Кирилла Туровского» — причем, именно этот раздел в заявленном на торги экземпляре сохранился практически без утрат. Следует также заметить, что практики факсимильного издания удостаиваются, как правило, только выдающиеся памятники книжной культуры (например, такие древнейшие рукописи, как «Остромирово Евангелие» от 1057 года и «Архангельское Евангелие» от 1092 года). Стартовая цена – 3 600 000 рублей.
Редчайший старопечатный кириллический «Псалтирь» (Москва, Печатный двор, 1668 г.) также относится к числу книжных памятников национального значения. Примечательно, что другие экземпляры этого издания на сегодняшний момент не известны, но сам «Псалтирь» отсутствует в Сводном каталоге изданий XVI-XVII вв. А.С. Зерновой и в других соответствующих каталогах. Стартовая цена за уникальное издание назначена 1 500 000 рублей.
Редкий Маяковский
Почти за полмиллиона выставлено одно из самых интересных и значительных в оформительском отношении прижизненных изданий Владимира Маяковского – стихотворение «Что ни страница — то слон, то львица» (1928 г.) с иллюстрациями участника тифлисской футуристической группы «41°» Кирилла Зданевича. Упоминание об этом стихотворении есть в статье Маяковского «А что вы пишете?», опубликованной в мае 1926 года. Сама книга вышла в издательстве «Заккнига» только в марте 1928 года одновременно на русском и грузинском языках.
Любопытный факт: текст в издании «Заккнига» отличается от того, что содержится в собрании сочинений поэта. Эксперты это связывают с тем, что, возможно, при подготовке собрания Маяковский воспроизводил текст по памяти, дав, таким образом, новую редакцию стихотворения. Пожалуй, еще одним преимуществом книги являются иллюстрации: как отмечают ценители, никому из художников-оформителей в дальнейшем так и не удалось добиться того же уровня взаимопроникновения слова и изображения, которые характерны для первого издания с рисунками Зданевича. Лидирующая ставка за поэтическую редкость 400 000 рублей.
На предстоящие торги заявлена и вторая книга поэта – «Маяковский. Трагедия в двух действиях с прологом и эпилогом» (1914 г.) с автографом Эренбурга. Выход этого издания сразу же после триумфального турне Маяковского по городам России был призван закрепить славу молодого поэта, становившуюся уже всероссийской. Экземпляр является большой редкостью на антикварном рынке, его прошлая продажа на аукционе в «Литфонде» составила 320 000 рублей. Начальная ставка на предстоящих торгах указана 100 000 рублей.
Роскошный Гоголь и личные письма Горького
15 февраля «Литфонд» порадует библиофилов роскошным экземпляром знаменитого малотиражного издания Николая Гоголя «Невский проспект» с иллюстрациями Дмитриями Кардовского (1905 г.). В книгу, выставленную по стартовой ставке 170 000 рублей, вложена рукописная дарственная от 1944 года, адресованная Гидалию Рахлину (1905-1967 гг.) – директору магазина Союза писателей на Невском проспекте, который затем, после 6-ти лет лагерей и последующей реабилитации, также служил директором магазина поэзии рядом с Мариинским театром. Гоголевская книга, выпущенная тиражом всего 150 нумерованных экземпляров, уже через полтора года стала библиографической редкостью.
Кроме того, на торги выставлено личное письмо Максима Горького (1921 г.) – неопубликованное собственноручное письмо писателя о революции и Гражданской войне, адресованное Марии Ониковой, а также два её письма писателю. К слову, о корреспондентке Горького, Марии Ониковой, практически нет сведений. Но доподлинно известно, что упомянутое письмо Горького для нее прежде не публиковалось и представляет историко-культурную ценность музейного значения. Стартовая цена за личный архив писателя 240 000 рублей.
Книги и автографы Ахматовой
На аукцион также заявлено несколько изданий Анны Ахматовой. В частности, с её автографом – экземпляр из нумерованной части тиража «Бег времени: Стихотворения» (1909-1965 гг.) в издательской суперобложке с портретом Ахматовой работы итальянского художника Амедео Модильяни. На авантитуле книги оставлена дарственная надпись поэтессы: «А.Н. Узилевскому с уважением Ахматова 25 янв 1966».
Известно, что книга была подписана Ахматовой в Боткинской больнице, где поэтесса находилась с ноября 1965 года после инфаркта. Адресат дарственной – заведующий производством Ленинградского отделения издательства «Советский писатель» Арон Узилевский (1912-1992 гг.).
С этим изданием Ахматовой связан библиофильский курьез: из-за ошибки в нумерации экземпляров, которая производилась вручную, существует два экземпляра под № 12. Один из них – как раз тот, что с автографом, и выставлен в «Литфонде». А другой, без автографа, находится в собрании музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. На предстоящих торгах стартовая цена за ахматовский «Бег…» указана 350 000 рублей.
Будет представлен и экземпляр книги Ахматовой в шрифтовой издательской обложке «Четки» (1922 г.) с двойным автографом автора с интервалом в 36 лет!
Так, на авантитуле издания имеются две дарственные надписи автора: «Николаю Михайловичу Стрельникову с приветом на память от А. Ахматовой. 1922. Петербург» и «Борису Николаевичу Стрельникову через много лет Ахматова 2 февраля 1958 Ленинград».
В первом случае адресатом надписи был Николай Стрельников (фон Мензенкампф; 1888–1939 гг.) — юрист, композитор, музыкальный критик, дирижёр, один из основоположников советской оперетты. А во втором – его сын Борис Стрельников (1921-2014 гг.) – искусствовед, музыковед, преподаватель, публицист, музыкант, фотограф. Кстати, сделанный им фотопортрет поэтессы идет в комплекте с изданием. За все вместе назначена лидирующая ставка 180 000 рублей.
А лидирующая ставка за первую книгу Ахматовой «Вечер. Стихи» (1912 г.), выпущенную тиражом 300 экземпляров, на момент релиза составила 220 000 рублей. Примечательно, что именно это издание на одном из прошлых аукционов «Литфонда» ушло с молотка за 800 000 рублей.
Наследие футуристов
Неизменное внимание обращают на себя раритеты, связанные с яркими футуристами – такими, как Велимир Хлебников и Алексей Крученых. На предстоящих торгах заявлено несколько изданий этих авторов. Например, сборник «Трое» (1913 г.), задуманный поэтами в соавторстве с русской поэтессой Еленой Гуро, но вышедший уже после ее смерти.
Кстати, иллюстратором издания выступил Казимир Малевич, посвятив свои рисунки памяти Гуро. Творчество поэтессы представлено в сборнике впервые напечатанными её стихотворениями и прозаическими отрывками («Финляндия», «Скрипка Пикассо» и «Обещайте»). Остальную часть сборника поделили между собой Хлебников (поэма «Хаджи-Тархан» и два охотничьих рассказа) и Крученых, который, кроме стихотворений, поместил программную статью «Новые пути слова (язык будущего смерть символизму)».
На одном из прошлых аукционов «Литфонд» продал этот сборник за 320 000 рублей. На предстоящих торгах издание заявлено по лидирующей ставке 180 000 рублей.
Редкостью – выпущено всего 800 экземпляров – считается издание Крученых и Хлебникова «Игра в аду» (1914 г.), автором обложки и трех иллюстраций к которому выступил тоже Малевич, остальные рисунки выполнены Ольгой Розановой. Издание – полностью литографированное, причем, литографии выполнены на одной стороне листа. Примечательно также, что книга вышла на бумаге двух типов: на серой и розового оттенка. Оба типа бумаги могут встречаться в одном экземпляре. В том, который заявлен на аукцион, содержится преимущественно плотная бумага розового оттенка и только часть страниц – на серой.
Заметим, что «Игра в аду» стала первой совместной работой и одной из первых увидевших свет книг для обоих поэтов – как для Хлебникова, так и для Крученых. На рынке книга появляется крайне редко. «Литфонд» выставил ее по лидирующей ставке 140 000 рублей.
Напомним, что продажей одной из книг Велимира Хлебникова был поставлен первый рекорд «Литфонда» по продаже книги на отечественном антикварном рынке: в 2016 году его «Ладомир» (Харьков, лето 1920 г.) при стартовой ставке 1 500 000 рублей ушел с молотка по финальной цене 18 000 000 рублей. |