21 ноября 2025 г. в музее-заповеднике «Остафьево» откроется яркий и масштабный выставочный проект «Весь московский Арзамас», в рамках которого будут экспонироваться более 100 предметов, среди которых мемориальные вещи князя П.А. Вяземского – очки, письменный прибор и перо с остатками чернил – свидетели поэтического творчества Петра Андреевича.
Залы выставки решены в редком для России жанре тотальной инсталляции, где посетители становятся сопричастны с историей. «Арзамас», или «Арзамасское общество безвестных людей» – дружеское закрытое литературное общество, существовавшее в 1815–1818 годах и объединявшее сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. В него входили как известные поэты – В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин и его дядя-поэт В.Л. Пушкин, так и политические деятели – С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.М. Муравьев, Н.И. Тургенев. И в литературе, и в политике веселые арзамасцы противостояли консервативному движению, которое олицетворял адмирал А.С. Шишков и его общество «Беседа любителей русского слова». На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, вели шутливые протоколы и критически разбирали собственные сочинения.
Символом общества стал гусь, которого подавали к столу. Одним из старейших членов «Арзамаса» был П.А. Вяземский, получивший арзамасское прозвище «Асмодей». В «Арзамас» был заочно принят под прозвищем «Сверчок» юный А.С. Пушкин.
«Представляемый выставочный проект с помощью неординарных творческих решений позволяет окунуться в атмосферу жарких споров о путях развития русского языка, берущих начало в XVIII веке и не потерявших доныне своей злободневности», – отметил директор Государственного музеязаповедника «Остафьево – «Русский Парнас»» Андрей Лоскутов.
В первом зале посетители оказываются в пространстве библиотеки, где раритетные книги и журналы начала XIX века погружают их в дискуссию о «старом» и «новом слоге», которую вели сторонники Н.М. Карамзина и А.С. Шишкова. Во втором зале можно почувствовать себя участником театрального действа – постановки комедии А.А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», давшей толчок образованию «Арзамаса».
Третий зал музейной экспозиции воссоздает обстановку веселых арзамасских заседаний, сопровождавшихся шуточными ритуалами, эпиграммами, пародиями и сатирами на членов «Беседы любителей русского слова» и, конечно же, поеданием жареного гуся.
Гостеприимный хозяин остафьевской усадьбы Пётр Вяземский писал другу 4 июня 1816 г.: «Я на днях еду в Остафьево, и со мною весь московский Арзамас». Подлинник этого письма, а также еще девять уникальных, особо ценных документов – автографы П.А. Вяземского, В.А. Жуковского, А.Ф. Воейкова и других арзамасцев – представлены на выставке из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.
Работа над выставкой объединила усилия ведущих музеев страны – это Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, а также Российского государственного архива литературы и искусства, где хранятся документы знаменитого Остафьевского архива князей Вяземских.
Участниками выставочного проекта выступили студенты университета «Синергия», факультета дизайна и рекламы, подготовившие дизайн-проект, и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», осуществившие мультимедиа сопровождение.
Кураторы выставки: Татьяна Егерева, кандидат исторических наук, автор научной концепции, и Евгений Гриневич – известный московский художникконцептуалист, автор сценографии выставки.
Организатор выставки – Государственный музей-заповедник «Остафьево» – «Русский Парнас».
Выставка работает с 21 ноября 2025 г. по 25 января 2026 г. |