4:41 PM Презентация международного проекта «Мемориализация наследия Степлага» |
17 октября в Музее истории ГУЛАГа состоялась презентация международного проекта «Мемориализация наследия Степлага». Эксперты, ученые-участники научной экспедиции в Степлаг рассказали о результатах исследования уникальных объектов, созданными заключёнными художниками, представили разработанную методику по сохранению и реставрации материального наследия Степлага. В презентации приняли участие Роман Владимирович Романов, директор Музея истории ГУЛАГа, Колбачаева Жанар Едильбековна, советник-посланник Посольства Республики Казахстан в России; Раушан Онгонисовна Капарова, руководитель Жезказганского историко-археологического музея; Константин Ильич Маслов, реставратор, кандидат искусствоведения; Вадим Романович Сабиров, реставратор; Артем Маркович Готлиб, исполнительный директор Фонда Памяти. В городе Жезказгане (Казахстан) на стенах разрушенного здания бывшей лагерной столовой обнаружены и задокументированы уникальные фрагменты живописи, под слоями более поздней покраски, – композиции «Рудник» и «Горно-обогатительная фабрика». Аналогов подобных росписей 1950-х годов на территории бывшего СССР до сих пор не обнаружено. В 2019 г. научная экспедиция музея сумела законсервировать некоторые фрагменты композиций и по итогам экспедиции разработать методику снятия со стены и последующей реставрации живописи. «Плохая сохранность живописи – отставание и шелушение красочного слоя и множество утрат – объясняется тем, что она была исполнена непосредственно по лессовой штукатурке. Видно, что писал композиции художник-профессионал, но, очевидно, станковист, не очень понимавший, как следует готовить стену под масляную роспись. Помимо живописных композиций на одной из стен, на охристой покраске, мы нашли следы альфрейной живописи. Ее, очевидно, исполнил художник, знакомый с этой техникой. Для сохранения живописи необходимо, в первую очередь, провести работы по консервации красочного слоя. Затем удалить с ее поверхности позднейшие покраски. Только после полного раскрытия композиций можно будет обсуждать их художественные достоинства. Конечно, мы попытаемся найти на живописи подпись художника, несомненно заключенного лагеря, хотя и сомнительно, что он оставил ее на своих произведениях. Главная ценность композиций - прежде всего, историко-мемориальная – ведь это уникальный документ той эпохи», – поясняет руководитель работ, кандидат искусствоведения Константин Маслов. Участники проекта предполагают вывезти объекты живописи в Москву и провести реставрационные работы – у московских специалистов уже есть подобный опыт. «После завершения всех работ по реставрации планируется передача отреставрированных произведений в музейный фонд Республики Казахстан, презентация проекта в Москве и Нур-Султане, а также проведение специальной выставки в Музее истории ГУЛАГа», — добавляет директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов. |
|
Ответственность за появляющуюся на этом сайте рекламу несет Ucoz
Всего комментариев: 0 | |