В компании Plus Development проанализировали текущую ситуацию на рынке стройматериалов и комплектующих. Сильнее всего от ухода западных поставщиков пострадал сегмент элитного жилья, а вот массовый сектор, включая ниши “комфорт” и “бизнес-лайт”, успешно справился с импортозамещением. Качество при этом не пострадало.
До 2022 года доля материалов западных производителей традиционно достигала около 50% в премиальных сегментах и около 30% — в бизнес-классе. При этом около 70% фасадных материалов в среднем и высоком ценовом сегментах ввозили из Европы: это были клинкерный кирпич и натуральный камень.
Напротив, девелоперы в массовом секторе традиционно опирались на отечественных поставщиков: лишь около 10% материалов нужно было закупать за границей. Что касается комплектующих, то в классах «стандарт» и «комфорт» только электрика была зарубежного производства.
“Сегодня мы видим, что большинство российских застройщиков успешно адаптировалось. Параллельный импорт не имеет существенного влияния на рынок. Ставку делают на аналоги от отечественных, китайских, индийских, корейских, белорусских, турецких производителей”, — говорит Елена Тарасова, коммерческий директор Plus Development.
По ее данным, бренды, которые пришли на смену ушедшим, позволяют российским застройщикам держать тот же стандарт качества, что и раньше. И зачастую удается придерживаться расходов, изначально заложенных в проектные сметы.
Девелоперы, которые оборудуют квартиры мебелью, тоже нашли альтернативы. Так, китайские компании предлагают аналоги знаменитой итальянской мебели.
Одновременно повысился уровень российских производителей. Если ранее порядка 80% мебели ввозили из Европы, сейчас многие строители охотно монтируют отечественные кухни из натурального дерева и качественного камня. Проблемой пока остается фурнитура: многие комплектующие все еще приходится ввозить из-за рубежа.
“Но фактически мы наблюдаем полное импортозамещение – начиная со стройматериалов, заканчивая мебелью. Это значит, что девелоперы теперь не так сильно подвержены рискам, связанным с закупками по проектным сметам. В конечном итоге, выигрывает покупатель: люди получают привычное качество по доступной цене”, — отмечает Елена Тарасова. |