7:11 PM В здании Казанского вокзала открылась выставка «Станция Россия» |
18 декабря в здании Казанского вокзала открылась выставка «Станция Россия», ранее представленная в российском павильоне на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции. Одной из частей экспозиции стал проект «Зал ожидания будущего» — попытка предвидеть развитие городов и железнодорожного транспорта от архитектурного бюро Citizenstudio. «Свободное пространство», или Free Space — тема, заявленная кураторами Российского павильона на биеннеле в Венеции, имеет для России особое значение. Ведь страна обитаема там, где проходит железная дорога - основной инструмент покорения бескрайнего русского пространства. Проект «Зал ожидания будущего» — прогноз архитектурного бюро Citizenstudio относительно изменений, которые должны произойти с городами и железнодорожным транспортом в далёком или недалёком будущем. Железная дорога и её инфраструктура занимают колоссальные площади в городах. А значит, с постепенным изменением технологий, стоит ожидать и высвобождения пространства — потенциально огромного free space. Что делать с этим «свободным пространством», как его развивать — вопросы, которые архитекторы Михаил Бейлин и Даниил Никишин ставят перед зрителями. Экспозиция «Зал ожидания будущего» состоит из двух графических эссе, воплощенных в макетах мастерской STUDIO 911. «Великая русская река» — исследование о том, как Транссибирская магистраль проходит через крупные города России, разделяя их пространство и создавая мёртвые зоны. Эссе «Дихотомия(?)» демонстрирует два возможных сценария развития города на примере главной вокзальной территории Москвы — Площади Трёх Вокзалов. «Великая русская река» — выставка-размышление, в которой архитекторы исследуют феномен главной железнодорожной артерии страны. Россия представляет собой огромное, по большей части свободное пространство, хребтом которого является железная дорога. Это река, протекающая через всю страну с Запада на Восток, объединяет не только Россию, но и весь континент: от Атлантического до Тихого океана. Протекая через все крупные города, «Река» обнаруживает интересное противоречие: объединяя населенные пункты, в самих городах железная дорога является скорее разделяющим фактором. Виной тому — устаревшие технологии и инфраструктура. Колоссальная зона отчуждения сопровождает дорогу. «Река» окружена урбанистическим мусором: гаражами, складами и просто одичавшими пустырями. В итоге, город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными способами. Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки — за 26 лет. Она связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции ХIХ века. Временной рекорд передвижения от Москвы до Владивостока составляет сегодня 6 дней, 23 часа и 30 минут. Примерно столько же, сколько в 1914 году. Но если до Владивостока пустить поезд cо скоростью «Сапсана», можно будет добраться до края страны за день-полтора. Стоит раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни, как городов, так и всей страны. Проект «Дихотомия(?)» – это попытка предвидения будущего развития городов на примере двух кардинально различных возможных сценариев развития Площади Трёх Вокзалов в Москве. Комсомольская (ранее Каланчевская) площадь еще с ХIХ века ставшая крупнейшим транспортным хабом России, со временем только укрепила свой статус. Сегодня это одно из самых активных мест города, имеющие при этом удивительно низкую для центра плотность застройки. Первый вариант развития площади – «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Сила притяжения города растет по мере уплотнения его ткани и функций. В результате Москва становится мега-агломерацией — мощнее и важнее самой страны. Одним из 600 глобальных городов мира, которые, по мнению Кьела Нордстрема, заменят собой 218 государств. «Данный сценарий кажется наиболее реалистичным, — комментирует архитектор и руководитель бюро Citizenstudio Михаил Бейлин. — Процесс девелопмента территорий идет в Москве уже давно. Отличие описываемого нами сценария в том, что процесс вызван технологическими и социальными механизмами, а не ростом цен на землю». Второй вариант развития — «Сакрализация» — подразумевает максимальное озеленение свободных пространств. Свободные пространства, ранее занимаемые транспортной инфраструктурой, превращаются в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Растет скорость междугороднего транспорта, ослабевает притяжение центра города. Расселение вдоль железнодорожных коридоров развивает горизонтальную агломерацию. Развитие Москвы принимает линейный вектор. Система расселения вдоль транспортного коридора была одной из идей проекта НЭР — «Новый элемент расселения», — предложенного в 1961 году группой советских архитекторов под руководством Алексея Гутнова. Сегодня, когда скоростной транспорт уже стал реальностью, а такие транспортные проекты, как Hyperloop — дело ближайшего будущего, актуальность НЭРа возрастает. Низкая плотность и большие расстояния расселения скоро не будут иметь значения. Не будет важен центр и удаленность от него. Связанной мегаструктурой станет не город, а страна и территория как таковые. Важный аспект этого нарратива не поглощение, а «сакрализация» свободного пространства в городе, превращение его в зелёные резервации с малоэтажной застройкой. В результате чего, страна расселяется более равномерно и разнообразно. |
|
Ответственность за появляющуюся на этом сайте рекламу несет Ucoz
Всего комментариев: 0 | |