Воскресенье, 2025 Июль 27Приветствую Вас, Читатель! | RSS
Главная Регистрация Вход
Тусовка: что? где? когда?
  • Фото
  • Новости
  • Статьи
  • гости
Главная » Статьи » Школьное

Малые жанры детского фольклора
Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где зубки? Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
 

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши

Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши – это так называемая материнская поэзия. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.
Пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.
Пробуждение:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Потягушки:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Умывание:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Одевание:
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Кормление:
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!

Можно сказать, что колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном. В старину мать замечала, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. За ней эти песни повторяла своим младшим братьям и сестрам старшая дочь. Так они и переходили из поколения в поколение. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Баю-баю, баю-бай,
Спи мой ... засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к ... в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали ... величать:

Месяц взошел
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
БУдет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.

Подрастая, малыш знакомится с потешками - короткими игровыми присловьями. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!"

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая -
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!

Прибаутки или забавушки в чём-то сродни потешкам, это небольшие стихотворные сказочки с ярким динамичным сюжетом. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.

И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Ай, дуду, ай, дуду,
Потерял мужик дугу.
Потерял мужик дугу
За поленницей в углу.
Шарил, шарил - не нашел,
Так заплакал и ушел.

Журавли доску точили,
Кулики баню топили.
Они парились,
С полки сваливались.

Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром -
Заливать кошкин дом.

Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Синь кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галка,
Да негде взять.

Как повадился коток
К бабке Марье в погребок
Есть сметанку да творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ухватили кота
Поперек живота.
- Вот-то, котенька-коток,
И сметанка, и творог.

Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши, такие песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В фольклоре небылицы существуют и как самостоятельные произведения, и в составе сказок. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
"Всякая небылица в три года пригодится", - гласит народная поговорка. Вот, что писал по этому поводу К. Чуковский: "В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путём такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире". Именно Чуковский ввёл термин "перевёртыш" и досконально исследовал это жанр. Он утверждал, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, "чтобы стимулировать умственные силы ребёнка", а также "воспитать в ребёнке юмор". "Любимая интеллектуальная работа трёхлетних и четырёхлетних детей - изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами", - справедливо замечает Чуковский.
Приёмы народной небылицы в изобилии можно встретить в авторской детской литературе - в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова, в стихах С. Маршака. Из перевёртыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия 20-го века. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:

Ещё где же это видано,
Ещё где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Чтоб безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху наклал,
А слепой-то подсматривал,
А глухой-то подслушивал,
Безъязыкий "караул" закричал,
А безногий впогонь побежал.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.

Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.

 

2. Молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевые сговорки

Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. На святки в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку:

Ну, давайте-ка, ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы!

Участники игры должны были тянуть последний звук как можно дольше, стараясь при этом рассмешить и заставить перестать "голосить" друг друга: первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, наоборот, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…
Голосянки считались даже полезным физическим упражнением - развивали лёгкие:

Я залезу на гай, на могай,
Я сыграю в бирюлещки,
Я увижу (с)аря в Москве,
А ребёнушка в люлищке.

А вот примеры современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто слово скажет,
Тот ее и съест.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать!

Кони, кони, кони
Сидели на балконе
Чай пили, в ложки били
По-турецки говорили:
"Чиби-чиби-чибичок,
Кто слово скажет,
Тому щелчок!"

Тише, тише,
Кот на крыше,
А котята еще выше!
Кот пошёл за молоком,
А котята - кувырком!
Кот пришёл без молока,
А котята: "Ха-ха-ха!"

Сечки - один из самых редких и древних жанров детского фольклора, связанный с процессом обучения счёту. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки...), а потом возник новый способ счёта - нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и появляются сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми и сопровождался процесс нанесения зарубок или "сечек". Суть игры такова: кто-то из детей бросает другим вызов - не считая, высечь определённое количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Например, для 15 "сечек" может декламироваться такой стих:

Секу, секу сечку,
Высеку дощечку.
Честь, перечесть,
Все пятнадцать здесь.
Или:
Секу, секу пятку,
Высеку десятку,
Стану сечь -
Пятнадцать есть.

Секу, секу двадцать,
Высеку пятнадцать,
Всё сполна
До единого бревна.

Единицами счёта при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребёнок случайно не ошибётся, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки - это пример своеобразной переходной предметно-словесной формы счёта.
Сейчас сечки встречаются всё реже и реже. Зато другой, близкий сечкам жанр, считается одним из самых жизнеспособных, и без него и по сей день трудно представить многие детские игры. Это считалки - небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой. По поводу происхождения считалок существует несколько версий: одни исследователи связывают их с древними представлениями о губительности прямого пересчёта, который и заменяла зашифрованная считалка, искажавшая названия чисел. Другие полагают, что считалки представляют собой переходную форму от предметного счёта к абстрактному. В считалках, по сравнению с сечками, уже отсутствуют конкретные действия, связанные со счётом, на первый план выходит ритмически организованный текст, а действие существует лишь символически: ведущий по очереди дотрагивается или указывает на каждого из детей.
Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

Акатэ, бакатэ, токатэ, мэ,
Абэль, фабэль, думанэ,
Ики, пики, граматики,
Флёмбус.

Эни, бэни, рики, таки,
Торба, орба, ситни бряки,
Деос, деос, космодеос,
Деос, деос - бац!

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.

С игрой связаны и жеребьевые сговорки. Когда игрокам надо честно разделиться на команды, два главных заводилы назначаются матками. Они стоят и ждут. К ним подходят пары:
- Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу?

Первая матка отвечает. Подходит вторая пара:

- Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом?

Отвечает вторая матка и так далее. Так и образуются команды.
Если считалки и жеребьевые сговорки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры. Например, если в игре кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок:

Рыба, рыба, рыба - кит,
Рыба правду говорит,
Если рыба будет врать,
Ее надо наказать.

А вот приговоры, запрещающие менять решение:

Первое слово дороже второго.
Шла метла,
Второе слово подмела,
А первое оставила.

Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил
И печать поставил.
Первое слово дороже второго,
А первое слово съела корова.

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все её моменты. Даже на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки:

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться - ни при чем,
Буду драться кирпичом.

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!

Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

В один, Клим, клин колоти.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

Кукушка кукушонку надела капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

От топота копыт пыль по полю летит.

Кроме скороговорок существуют долгоговорки - стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…" - и так до тридцати трёх Егорок. Скороговорки и долгоговорки сегодня чаще используются не в качестве самостоятельных игр, а в качестве упражнений, помогающих ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

3. Заклички, приговоры

Ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой. Например, заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге - тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

Жаворонушки,
Уж вы матушки
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну - красну
На сохе, на бороне,
На ржаном калаче.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Дождик, дождик, пуще -
Дам тебе я гущи.
Дам тебе ложку,
Кушай понемножку.

Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка
Колоколнышка!

К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям:

Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки,
А собакам не дают,
Только сами достают.

Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: "Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут" (Удод); "Чьи вы? Чьи вы? - Вшивик! Вшивик!" (Чибис).
К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор, в котором в наше время появляются и новообразования - дети обращаются уже не к природным явлениям, а к чудесам техники:

Самолет, самолет,
Посади меня в полет.
А в полете пусто,
Выросла капуста.
А в капусте - червяки.
Все ребята - дураки!

4. Дразнилки и поддёвки

Есть в детском фольклоре жанры, отражающие не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

Коля-Коля-Николай!
Сиди дома, не гуляй!
А то девочки придут,
Поцелуют и уйдут.

Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь…"

Катилась апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
Только вышла погулять,
Получила цифру пять.

Ябеда-корябеда,
Солёный огурец!
На полу валяется,
Никто его не ест.

Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.

Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек!".
Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

- Скажи: лук.
- Лук.
- По лбу стук!

- Скажи: двести.
- Двести.
- Сиди, дурак, на месте!

- Скажи: медь.
- Медь.
- Твой отец - медведь!

- Скажи: вилла.
- Вилла.
- Твой отец - горилла!

- Скажи: арбуз!
- Арбуз!
- Твой папа - карапуз!

- Тебе поклон послали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша.

- Скажи: оса.
- Оса.
- Хвать тебя за волоса!

- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!

5. Загадки

Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Тогда загадка имела магическое значение: чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли "рыкушей", а о медведе говорили: "Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит". Тогда загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам, а умение загадывать загадки считалось признаком мудрости. Их, как правило, загадывали в самое волшебное, таинственное время - на Святки.
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства.

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.
(сорока)

На дворе горой, а в избе - водой.
(снег)

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.
(месяц)

Красное коромысло над рекой повисло.
(радуга)

Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)

Висит груша, нельзя скушать.
(лампочка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.
(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.
(мухомор)

6. Частушки, нелепицы, нескладухи

Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

Говорят, я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят
За веселый разговор.

В отличие от частушек нелепицы и нескладухи родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни:

А у нас во дворе
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Ехала деревня мимо мужика,
вдруг из-под собаки лают ворота…

Создавались нелепицы и нескладухи и в городе. В начале ХХ в. были в ходу нелепицы про японку с длинным носом (у японцев длинных носов не бывает) и про высокого человека низенького роста. Но постоянно появляются и новые произведения, в которых отражается современная жизнь.

Подводная лодка
В степях Украины
Погибла в неравном
Воздушном бою.

Металлист по речке плыл
Замерла моя душа.
Ну и пусть себе плывет
Ржавая железка!

В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может:
По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич.
А нескладухи – это различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.

На столе лежит арбуз,
На арбузе муха.
Поцелуй, дроля, кирпич,
Никто замуж не берет.

Чем больше в таких стихах всевозможной несуразицы, тем лучше, поэтому часто нелепицы и нескладухи объединяются в одном произведении:

Что стучишься в дверь моя?
Видишь – дома нет никто!
Заходи ко мне вчера,
Будем прыгать в ширину.

По стене ползет утюг,
Удивляется ,фырчит
Ну и пусть себе ползет –
Ведь на крыше там гнездо,
Утюжат оно полно.

Существуют нелепицы и в прозе: “Шофер вез дырки. Одна упала. Он пошел ее поднимать – и провалился”, “Шел ежик. Забыл, как дышать, упал и умер. Вспомнил, встал и пошел дальше”.

7. Докучные сказки

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»:

Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца,
Не сказать ли с конца?..

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Докучные сказки бывают:
- неоправданно короткие, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.

- неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве

- Был себе царь Додон. Застроил он костеной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.

- неоправданно повторяющиеся: «маятниковые» и «кольцевые».

Раз иду я через мост
Под мостом ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет.
Вновь иду я через мост,
На мосту ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет.
Вновь иду я через мост -\
Под мостом ворона мокнет …

- псевдобесконечные («с приращением» и «рассказ в рассказе»), конец которой отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

Докучная сказка может длится бесконечно, пока не надоест, как сказка про попа и его собаку.

8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки

Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

"Красное пятно"

Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

"Черная рука наказывает за воровство"

Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

"Синяя перчатка"

Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

"Черный дом"

В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце!

Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:

Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.

Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: "ХЛЕБ"!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: "Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!" Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: "Мы передавали русские народные сказки".

9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки

Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре - сколько угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов. Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным понятиям.
Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых анекдотов.

Мальчик приходит домой в слезах:
- Витька дерется!
Отец засучивает рукава:
- Я ему покажу! Кто отец?
- Шварцнеггер.
Отец заворачивает рукава обратно и говорит:
- Да ты, наверное, сам виноват.

Учитель входит в класс:
- Чей окурок?
- Ваш. Вы первый заметили!

Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке:

Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу -поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюет под окном.

Переделывают и песни, особенно те, которые наиболее популярны ("Дан приказ: по партам бегать...", "Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам...").

Вместе весело шагать
По газонам, по газонам, по газонам
И цветочки поливать
Ацетоном, ацетоном, ацетоном.

Раскинулась школа широко.
Экзамены были близки,
Пытали ребят одиноко
У классной, у школьной доски.
"Товарищ, не в силах я химии сдать.
И алгебра мне надоела,
В глазах теоремы столбами стоят,
Черчение душу отъело".
Он вышел из класса - сознания нет,
В глазах у него помутилось...
Упал он на чистый, на школьный паркет,
Упал - сердце больше не билось.
К нему поспешили с холодной водой ,
Хотят привести его в чувство.
Но врач подошел , покачал головой:
" Бессильно здесь наше искусство!"
Всю ночь в коридоре покойник лежал -
Мальчишка ,в костюмчик одетый.
В руках он привычно шпаргалку держал,
Как будто готовясь к ответу.
Напрасно мамаша ждет сына домой.
Ей скажут - она зарыдает.
А школа стоит непреклонной стеной,
Других дураков ожидает.

Вообще, детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: Школьное | Добавил: arhipova (2006 Октябрь 23) | Автор: Екатерина Архипова E W
Просмотров: 40139 | Комментарии: 1 | Теги: сочинение, фольклор, школа, Дети, реферат, Малые жанры детского фольклора | Рейтинг: 4.5/37
Всего комментариев: 0
Войдите:
avatar
Рубрики:
Прозрачные стихи [0]
Публикации [0]
Школьное [0]
Сценарии [0]
Детские стихи [0]
Вход на сайт

На ВДНХ презентовали VIII Международный фестиваль искусств «Вдохновение»

Павел Жуков и Александра Кабанова

18 июня в Доме культуры ВДНХ представители Главной Выставки страны и создатели фестиваля презентовали программу VIII Международного фестиваля искусств «Вдохновение», который пройдет на территории Выставки с 23 по 27 июля в рамках проекта «Лето в Москве». Журналистам рассказали об основных активностях и событиях программы: в этом году запланировано порядка 25 мероприятий в 17 жанрах.

Sminex инвестирует 5 млрд рублей в создание клубной инфраструктуры для жителей

«Достижение»Современное жильё - это не только квадратные метры, красивый фасад здания и прекрасный вид из окна. Это ещё и инфраструктура, в том числе, клубная. Именно такой подход демонстрирует компания Sminex, девелопер № 1 на рынке премиальных и элитных домов Москвы, создавая совершенные дома по фирменному методу Fine Development. В его основе впечатления резидентов от жизни в идеальной среде, когда насыщенная клубная инфраструктура, концептуальный сервис и клиентоцентричность играют особую роль.

Подробнее: Sminex инвестирует 5 млрд рублей в создание клубной инфраструктуры для жителей

На Okko покажут «Что-то положительное»

Премьера сериала «Что-то положительное»16 июня в летнем кинотеатре Okko на ВДНХ состоялся премьерный показ восьмисерийного драмеди «Что-то положительное», созданного продюсерским центром Originals Production и компанией NORM PRODUCTION, который затрагивает сразу несколько социально важных тем: проблемы современных подростков и роль семейных ценностей в жизни разных поколений.

На ВДНХ развивают pet-friendly-инфраструктуру

Презентация pet-friendly-инфраструктуры ВДНХ6 июня в «Доме Российской Кухни» на ВДНХ прошла презентация её pet-friendly-инфраструктуры, развитие которой соответствует задачам национального проекта «Инфраструктура для жизни», и первого гида по Главной Выставке и парку «Останкино» для гостей с домашними животными: где можно выгуливать собак, какие заведения открыты для гостей с питомцами и какие правила помогают всем чувствовать себя комфортно.

Театр «Кашемир» - спектакли в тёплой атмосфере

«Москва - Петушки»Знаете ли вы, что такое «кашемир»? Возможно, вы ответите, что это очень тонкая, мягкая и тёплая материя, приятная на ощупь и, что называется, греющая душу. И будете правы, хотя в данном конкретном случае речь идёт не о ткани из пуха кашмирских горных коз, обитающих в северных регионах Индии, Китая, Непала, Пакистана, Монголии, а о несколько другой материи, а именно об одноимённом московском независимом театре.

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен»

Открытие выставки «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен»23 мая в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен». Совместный проект с Российским этнографическим музеем (РЭМ) продолжает просветительский проект «Культурный код народов России. Путешествие по традициям», затрагивающий разные аспекты культурного и этнического многообразия нашей страны.

«Соловей против Муромца»

Премьера фильма «Соловей против Муромца»19 мая в киноцентре «КАРО 11 Октябрь» состоялась премьера фильма «Соловей против Муромца», фантастической сказки о легендарных Илье Муромце и Соловье-Разбойнике в броне гигантских роботов, которая входит в пятерку самых ожидаемых фильмов 2025 года на Кинопоиске по результатам голосования пользователей.

Детский фестиваль искусств «Небо» пройдет в парке «Музеон»

Дария Женихова, Елена Лупина, Алексей Франдетти, Евгений Миронов, Екатерина Фоменко31 мая и 1 июня в столичном парке «Музеон» пройдет Московский детский фестиваль искусств «Небо», который объединит творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Воронежа, Красноярска, Тобольска и Калининграда. О его программе на пресс-конференции в пресс-центре АГН «Москва» 14 мая рассказали народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Театра Наций и Московского детского фестиваля искусств «Небо» Евгений Миронов, директор Парка Горького Елена Лупина, режиссер Алексей Франдетти, руководитель Департамента культуры Правительства Москвы Алексей Фурсин и генеральный продюсер фестиваля, учредитель компании «Культура потребления» Дария Женихова.

В киноцентре «Октябрь» состоялась премьера киноспектакля «Жил. Был. Дом.»

Александр Цыпкин14 мая в рамках проекта «Театр в кино» состоялась масштабная премьера киноспектакля Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.».

Фонд «Артист» вручил Премию «Признание» и провел благотворительный показ спектакля-концерта «Синяя птица»

Евгений Миронов, Ольга Каталина13 мая в Театре наций благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист» в Театре Наций провел торжественное вручение Премии «Признание». Ежегодно ею награждаются артисты, работники театра и кино из разных регионов России за их многолетний и выдающийся вклад в развитие культуры нашей страны.

«Жванецкий» снова даёт «концерты»

Премьера фильма-концерта «Жванецкий»12 мая в рамках проекта КАРО.Арт в московском кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялся премьерный показ фильма-концерта «Жванецкий» производства кинокомпаний «Ящер Пикчерс» и «Вселенная кино» при участии «Первого канала» и медиагруппы «Красный квадрат», который выйдет в широкий кинотеатральный прокат 15 мая.

С Днём рождения, Алла!

Эльга Серебрякова, Виктор Blackflame Бобров18 апреля в Винтажном доме музыки прошел концерт-посвящение «С Днём рождения, Алла!» ко Дню Рождения легендарной певицы, композитора, актрисы, народной артистки СССР Аллы Борисовны Пугачёвой, который, как известно, страна отмечает 15 апреля.

Валерий Плотников попал в фокус

Валерий ПлотниковВладимир Высоцкий, Алла Пугачева, Майя Плисецкая, Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Белла Ахмадулина, Лев Додин, Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева - что объединяет все эти имена помимо их вклада в российскую культуру?

«Маски: Иллюзия превращений»: красочный арт-проект-диалог с художественными мирами

«МАСКИ: Иллюзия превращений»10 апреля ЦСИ М'АРС представил новую мультидисциплинарную выставку «Маски: Иллюзия превращений», в которой авторская живопись соединена с трехмерными скульптурами, лентикулярными картинами и VR.

В Театре Вахтангова зажжётся «Солнце Ландау»

«Солнце Ландау»14 апреля, во Всемирный день квантовой науки, в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» на Основной сцене Театра Вахтангова состоится премьера спектакля Анатолия Шульева «Солнце Ландау» (сценография Максима Обрезкова, костюмы Марии Даниловой, музыка Полины Шульевой, художник по свету - Александр Матвеев), удивительного уже тем, что в его основу легла биография не просто реального человека, а всемирно известного учёного.

Выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»

«Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»11 апреля в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие». До 3 августа в 10 залах можно увидеть более 200 уникальных экспонатов: фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, танцевальный перфоманс, а также графические и живописные произведения.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия 2025»

«Арт Россия»С 3 по 6 апреля в Гостином дворе прошла ярмарка современного искусства «Арт Россия», организованная Корпорацией «Синергия» совместно с искусствоведом Елизаветой Фроловой. Более 200 независимых художников и галерей со всего мира, а также порядка 45 000 коллекционеров, экспертов рынка и ценителей искусства собрались на одной площадке.

TEAMLY как краеугольный камень Work Management

Презентация TEAMLY8 апреля в ЦДП на Покровке прошла первая в России конференция по Work Management, призванная продемонстрировать новый подход к управлению рабочими процессами на стыке столетнего опыта менеджмента, современных инструментов и IT-сервисов.

Статистика
Рейтинг@Mail.ru Адресная книга Интернет. Желтые страницы.

Новости дня на сайте http://myc.news.

Copyright AprilclubNews © 2025