Вторник, 2025 Июль 15Приветствую Вас, Читатель! | RSS
Главная Регистрация Вход
Тусовка: что? где? когда?
  • Фото
  • Новости
  • Статьи
  • гости
Главная » Статьи » Школьное

Образ грозы в драме Островского

Образ грозы в драме Островского "Гроза" необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Гроза играет важную роль в композиции драмы.
В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...” В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан. Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”). Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить...”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод. Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”.
Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого. А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..” Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы. Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не'рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...” Сама героиня тоже напоминает грозу.
Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа. Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери. Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...” Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы). Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!” Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и не-односторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза
заходит.
Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!
Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла? Как же ты без братца-то домой покажешься?
Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!
Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.
Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!
Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.
Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее: дома-то я к образам да богу молиться!
Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.
Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,-- вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!
Ах!
Гром. Кабанов входит.
Катя, ты на меня не сердишься?
Катерина (после непродолжительного молчания, качает головой). Нет!
Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!
Катерина (все в том же состоянии, покачав головой). Бог с тобой! (Закрыв лицо рукою.) Обидела она меня!
Кабанов. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай, Ну, прощай, Катя!
Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!
Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!
Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!
Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.
Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?
Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.
Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня?
Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?
Катерина. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?
Кабанов. Слова как слова! Какие же мне еще слова говорить! Кто тебя знает, чего ты боишься? Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься.

Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками.

1-й. Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?
2-й. Гляди, сберется.
1-й. Еще хорошо, что есть где схорониться.
Входят все под своды.
Женщина. А что народу-то гуляет на бульваре! День праздничный, все повышли. Купчихи такие разряженные.
1 - и. Попрячутся куда-нибудь.
2-й. Гляди, что теперь народу сюда набьется!
1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает.
2-й. Ну да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все впусте оставлено', развалилось, заросло. После пожара так и не поправляли.
Да ты и пожару-то этого не помнишь, этому лет сорок будет.
1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? Довольно затруднительно это понимать.
2-й. Это геенна2 огненная.
1 -и. Так, братец ты мой!
2 - и. И едут туда всякого звания люди.
1-й. Так, так, понял теперь.
2-й. И всякого чину.
1-й. И арапы?
2 - и. И арапы.
1 - и. А это, братец ты мой, что такое?
2-й. А это литовское разорение. Битва -- видишь? Как наши с Литвой бились.
1-й. Что ж это такое -- Литва?
2 - и. Так она Литва и есть.
1 - и. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
2-й. Не умею тебе сказать. С неба так с неба.
Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.
1 -и. А что, братец ты мой! Ведь это так точно!

Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное .положение.

Дикой (гордо). Все суета!
Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?
К у лиги п. Стальные.
Дикой (с гневом). Ну, еще что?
К у л и г и н. Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
К у л и г и н. Ничего больше.
Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю 3.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!
Борис. А что?
Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.
Борис. Нет, я не знал.;
Варвара. Она просто сама не своя сделалась!
Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!
Варвара. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакат принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?
Борис. Да, может быть, пройдет это у нее!
Варвара. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька замечать это стала, ходит да все ,на нее косится, так змеей и смотрит; а она от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и боюсь я.
Борис. Чего же ты боишься?
В а р в а р а. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что...
Борис. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила хорошенько. Неужели уж нельзя ее уговорить?
Варвара. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.
Борис. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?
Варвара. А вот что: бухнет мужу в ноги да и расскажет все. Вот чего я боюсь.
Борис (с испугом). Может ли это быть?
Варвара. От нее все может быть.
Борис. Где она теперь?
Варвара. Сейчас с мужем на бульвар пошли, и маменька с ними. Пройди и ты, коли хочешь. Да нет, лучше не ходи, а то она, пожалуй, н вовсе растеряется.

Вдали удар грома.

Никак, гроза? (Выглядывает.) Да и дождик. А вот и народ повалил. Спрячься там где-нибудь, а я тут на виду стану, чтоб не подумали чего.

Кулигин (выходит на середину, обращаясь к толпе). Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: "с полночных стран встает заря" ', а вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет,-- не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь. Пойдемте, сударь!
Борис. Пойдемте! Здесь страшнее!

Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.
1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!
2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь: потому, смотри, какой цвет необнаковенный
Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.
Кабанов. Известно, так городят, зря, что в голову придет.
Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.
Катерина (мужу). Тиша, я знаю, корВъ убьет.
Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи.
Кабанова. Ты почем знаешь?
Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Категория: Школьное | Добавил: arhipova (2013 Май 18) | Автор: Анна Кузнецова
Просмотров: 5902 | Теги: образ грозы, островский, гроза | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Войдите:
avatar
Рубрики:
Прозрачные стихи [29]
Публикации [40]
Школьное [48]
Сценарии [1]
Детские стихи [1]
Вход на сайт

На ВДНХ презентовали VIII Международный фестиваль искусств «Вдохновение»

Павел Жуков и Александра Кабанова

18 июня в Доме культуры ВДНХ представители Главной Выставки страны и создатели фестиваля презентовали программу VIII Международного фестиваля искусств «Вдохновение», который пройдет на территории Выставки с 23 по 27 июля в рамках проекта «Лето в Москве». Журналистам рассказали об основных активностях и событиях программы: в этом году запланировано порядка 25 мероприятий в 17 жанрах.

Sminex инвестирует 5 млрд рублей в создание клубной инфраструктуры для жителей

«Достижение»Современное жильё - это не только квадратные метры, красивый фасад здания и прекрасный вид из окна. Это ещё и инфраструктура, в том числе, клубная. Именно такой подход демонстрирует компания Sminex, девелопер № 1 на рынке премиальных и элитных домов Москвы, создавая совершенные дома по фирменному методу Fine Development. В его основе впечатления резидентов от жизни в идеальной среде, когда насыщенная клубная инфраструктура, концептуальный сервис и клиентоцентричность играют особую роль.

Подробнее: Sminex инвестирует 5 млрд рублей в создание клубной инфраструктуры для жителей

На Okko покажут «Что-то положительное»

Премьера сериала «Что-то положительное»16 июня в летнем кинотеатре Okko на ВДНХ состоялся премьерный показ восьмисерийного драмеди «Что-то положительное», созданного продюсерским центром Originals Production и компанией NORM PRODUCTION, который затрагивает сразу несколько социально важных тем: проблемы современных подростков и роль семейных ценностей в жизни разных поколений.

На ВДНХ развивают pet-friendly-инфраструктуру

Презентация pet-friendly-инфраструктуры ВДНХ6 июня в «Доме Российской Кухни» на ВДНХ прошла презентация её pet-friendly-инфраструктуры, развитие которой соответствует задачам национального проекта «Инфраструктура для жизни», и первого гида по Главной Выставке и парку «Останкино» для гостей с домашними животными: где можно выгуливать собак, какие заведения открыты для гостей с питомцами и какие правила помогают всем чувствовать себя комфортно.

Театр «Кашемир» - спектакли в тёплой атмосфере

«Москва - Петушки»Знаете ли вы, что такое «кашемир»? Возможно, вы ответите, что это очень тонкая, мягкая и тёплая материя, приятная на ощупь и, что называется, греющая душу. И будете правы, хотя в данном конкретном случае речь идёт не о ткани из пуха кашмирских горных коз, обитающих в северных регионах Индии, Китая, Непала, Пакистана, Монголии, а о несколько другой материи, а именно об одноимённом московском независимом театре.

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен»

Открытие выставки «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен»23 мая в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «В поисках нового. Традиция в эпоху перемен». Совместный проект с Российским этнографическим музеем (РЭМ) продолжает просветительский проект «Культурный код народов России. Путешествие по традициям», затрагивающий разные аспекты культурного и этнического многообразия нашей страны.

«Соловей против Муромца»

Премьера фильма «Соловей против Муромца»19 мая в киноцентре «КАРО 11 Октябрь» состоялась премьера фильма «Соловей против Муромца», фантастической сказки о легендарных Илье Муромце и Соловье-Разбойнике в броне гигантских роботов, которая входит в пятерку самых ожидаемых фильмов 2025 года на Кинопоиске по результатам голосования пользователей.

Детский фестиваль искусств «Небо» пройдет в парке «Музеон»

Дария Женихова, Елена Лупина, Алексей Франдетти, Евгений Миронов, Екатерина Фоменко31 мая и 1 июня в столичном парке «Музеон» пройдет Московский детский фестиваль искусств «Небо», который объединит творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Воронежа, Красноярска, Тобольска и Калининграда. О его программе на пресс-конференции в пресс-центре АГН «Москва» 14 мая рассказали народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Театра Наций и Московского детского фестиваля искусств «Небо» Евгений Миронов, директор Парка Горького Елена Лупина, режиссер Алексей Франдетти, руководитель Департамента культуры Правительства Москвы Алексей Фурсин и генеральный продюсер фестиваля, учредитель компании «Культура потребления» Дария Женихова.

В киноцентре «Октябрь» состоялась премьера киноспектакля «Жил. Был. Дом.»

Александр Цыпкин14 мая в рамках проекта «Театр в кино» состоялась масштабная премьера киноспектакля Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.».

Фонд «Артист» вручил Премию «Признание» и провел благотворительный показ спектакля-концерта «Синяя птица»

Евгений Миронов, Ольга Каталина13 мая в Театре наций благотворительный фонд поддержки деятелей искусства «Артист» в Театре Наций провел торжественное вручение Премии «Признание». Ежегодно ею награждаются артисты, работники театра и кино из разных регионов России за их многолетний и выдающийся вклад в развитие культуры нашей страны.

«Жванецкий» снова даёт «концерты»

Премьера фильма-концерта «Жванецкий»12 мая в рамках проекта КАРО.Арт в московском кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялся премьерный показ фильма-концерта «Жванецкий» производства кинокомпаний «Ящер Пикчерс» и «Вселенная кино» при участии «Первого канала» и медиагруппы «Красный квадрат», который выйдет в широкий кинотеатральный прокат 15 мая.

С Днём рождения, Алла!

Эльга Серебрякова, Виктор Blackflame Бобров18 апреля в Винтажном доме музыки прошел концерт-посвящение «С Днём рождения, Алла!» ко Дню Рождения легендарной певицы, композитора, актрисы, народной артистки СССР Аллы Борисовны Пугачёвой, который, как известно, страна отмечает 15 апреля.

Валерий Плотников попал в фокус

Валерий ПлотниковВладимир Высоцкий, Алла Пугачева, Майя Плисецкая, Андрей Тарковский, Сергей Соловьев, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Белла Ахмадулина, Лев Додин, Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева - что объединяет все эти имена помимо их вклада в российскую культуру?

«Маски: Иллюзия превращений»: красочный арт-проект-диалог с художественными мирами

«МАСКИ: Иллюзия превращений»10 апреля ЦСИ М'АРС представил новую мультидисциплинарную выставку «Маски: Иллюзия превращений», в которой авторская живопись соединена с трехмерными скульптурами, лентикулярными картинами и VR.

В Театре Вахтангова зажжётся «Солнце Ландау»

«Солнце Ландау»14 апреля, во Всемирный день квантовой науки, в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» на Основной сцене Театра Вахтангова состоится премьера спектакля Анатолия Шульева «Солнце Ландау» (сценография Максима Обрезкова, костюмы Марии Даниловой, музыка Полины Шульевой, художник по свету - Александр Матвеев), удивительного уже тем, что в его основу легла биография не просто реального человека, а всемирно известного учёного.

Выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»

«Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»11 апреля в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие». До 3 августа в 10 залах можно увидеть более 200 уникальных экспонатов: фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, танцевальный перфоманс, а также графические и живописные произведения.

Ярмарка современного искусства «Арт Россия 2025»

«Арт Россия»С 3 по 6 апреля в Гостином дворе прошла ярмарка современного искусства «Арт Россия», организованная Корпорацией «Синергия» совместно с искусствоведом Елизаветой Фроловой. Более 200 независимых художников и галерей со всего мира, а также порядка 45 000 коллекционеров, экспертов рынка и ценителей искусства собрались на одной площадке.

TEAMLY как краеугольный камень Work Management

Презентация TEAMLY8 апреля в ЦДП на Покровке прошла первая в России конференция по Work Management, призванная продемонстрировать новый подход к управлению рабочими процессами на стыке столетнего опыта менеджмента, современных инструментов и IT-сервисов.

Статистика
Рейтинг@Mail.ru Адресная книга Интернет. Желтые страницы.

Новости дня на сайте http://myc.news.

Copyright AprilclubNews © 2025